"Глумление" как эстетика.

Oct 10, 2010 02:16


 
Дорота Незнальска "Страсть"    
Епископ Сергей Ряховский (глава «пятидесятников») выступил с громким «Заявлением», требуя от власти покарать за «экстремизм» ряд художников-святотатцев, а  журнал «АртХроника» (№4, 2010) признать «экстремистским изданием».

Ударные тезисы Ряховского («доктора богословия» и члена Совета при МВД) таковы.
- «В последние годы две социальные группы (христиане и сотрудники милиции) наиболее часто становились объектами глумления, самой отвязной и агрессивной публичной травли со стороны экстремистов в личине художников».


- Целью «экстремистов» на осенней выставке в ЦДХ было «максимально уязвить, высмеять, жестоким образом унизить достоинство сотрудников милиции". В "картинах" Григория Ющенко под названием "Волшебная психоделическая милиция" представлен собирательный образ сотрудника», который "поливает свои полностью оголенные гениталии из кружки какой-то жидкостью белого цвета".



Вся серия:  1  2  3

- «По заключению доктора юридических наук И.В. Понкина», мы имеем дело с «обсценно-семантической метафорой генитального типа, реализованной графическими средствами».

Распалив воображение власти картинами «унижаемых» силовиков, епископ переходит к верующим. Помнится, герой «Маугли» точно так же нашёптывал удаву Каа о враге: «А ещё он называл тебя земляным червяком».. Страшные страдания христиан описаны ещё более живописно.

- «Наиболее незащищенной социальной группой в России, подвергающейся систематическим экстремистским преступным посягательствам, являются российские христиане. Глядя на безнаказанность множества лиц, виновных в совершении выпадов», они «всё чаще со скорбью задаются вопросом: не относятся ли к нам в нашей же стране как к людям «второго сорта»?

Но «скорби» явно недостаточно, епископ проповедует «ненависть как естественную форму реакции человеческого сознания в ответ на особо болезненное и остающееся безнаказанным глумление над святыми и дорогими для людей ценностями и символами».

- «Чего мы ждем? (спрашивает епископ) Когда доведенные до отчаяния изощренными издевательствами над их человеческим достоинством граждане начнут массово совершать «набеги» на выставки?»  Самосуд над «антихристианской» выставкой  будет «юридически обоснован», поскольку совершенно правомерна самозащита гражданами своих гражданских и конституционных прав посредством безотлагательного пресечения длящегося преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ».

Вывод Ряховского таков. Или власть жёстко вступится за веру и покарает «богохульников» за «экстремизм», либо верующие расправятся с художниками сами. (Благо оправдательный приговор нападавшим на одну из выставок уже есть).

Епископ ссылается на европейских художников, которые также сталкивались на родине с судебными делами по мотивам своих произведений.

Речь идёт о работе Дороты Незнальской «Страсть» («объект в виде христианского креста с наклеенной на него фотографией мужских гениталий»), или «скульптура «Христос с эрекцией» Т.Коха, - с гипертрофированно большим эрегированным членом, намеренно эпатирующе выставленным»…
Или работа Мартина Киппенбергера («пьяная лягушка на кресте, с кружкой пива в одной лапе и яйцом в другой»).




2.
История Дороты Незнальской в Польше - показательна и для России. После протестов христианских радикалов (националистов и «Лиги Польских Семей»), она была приговорена за «оскорбление чувств верующих» к штрафу и «общественным работам». Однако спустя 8 лет, после общественной полемики и судебного разбирательства, была окончательно оправдана.




Смысл вердикта таков: "Суд установил, что целью автора не являлось «оскорбление религиозных чувств». А те, кто «оскорбился» - не понимают специфики "данного вида искусства", избирательно интерпретируя лишь один из элементов работы - крест или половые органы.

Суд указал, что не сама работа, а способ её неверной интерпретации способствовал созданию негативного образа. Ответственность СМИ в данном случае, в том, чтобы давать обществу грамотные художественные  интерпретации, а не провоцировать конфликты. Призыв суда к журналистам - не упрощать смысл работ и не вырывать его из контекста».
Кто бы объяснил это в России "доктору богословия" Ряховскому?




История работы Дороты Незнальской. Презентация "Страсти" в 2001 году не вызвала никаких гневных протестов. Однако после того, как композиция была показана в Гданьске (2001-2002), консерваторы добились судебного разбирательства. Судья Томаш Желинский заявил: «Крест является символом страдания, потому что на нем умер Христос. Нет никаких сомнений в том, что этот крест был осквернен».

Директор Варшавского центра современного искусства Войцех Круковский заметил, что Незнальская совершила "художественную ошибку", использовав символ креста неподобающим образом. Но он же пришел к печальному выводу, что в Польше не все в порядке с отношением общества к свободе художественного выражения.

"В зрелом демократическом обществе (прокомментировал он) всё, что является искусством, не имеет никакого отношения ни к порнографии, ни к богохульству. Если мы хотим дать художнику возможность выражать истину, мы не можем связывать его правилами, которые приемлемы в уголовных делах".

Сторонники художника обвинили «Лигу польских семей» в попытке "навязать обществу религиозную идеологию". Хранитель музея Анета Шилак заявила, что "каждой культуре нужна собственная сфера свободы. Искусство - одна из таких сфер. Искусство не создается для того, чтобы украшать стены».

Эксперты отмечали, что "католические власти редко поддаются искушению нападать на нерелигиозное искусство, потому что, в отличие от политиков, они слишком умны для этого. Церковь, с ее тысячелетними традициями, не хотела бы ставить себя в глупое положение".

Однако (например) из-за протеста фанатиков варшавский Центр современного искусства был вынужден отказаться от планов выставить фотографию Серрано, под названием «Писающий Христос» («Piss Christ»).

За месяц до открытия, под давлением церковных кругов, была отменена персональная выставка Незнальской, поскольку "толпы удрученных верующих приходили в церковь в слезах и говорили, что не хотят этой выставки". Неофициальная цензура стала "фактом жизни" в мире польского искусства.

«Проблема не в том, хороша эта работа или плоха, - пишут критики, - а в том, что общественную атмосферу в Польше определяют религиозные настроения. А как насчет чувств атеистов или просто граждан?"

СМИ приучили нас думать, что религиозный фанатизм типичен для мира ислама. История Дороты Незнальской или выставки типа: "Иисус Христос, Царь Польский" показывают, что фундаментализм не чужд и католической церкви в Польше, где сплав "патриотизма", ксенофобии, гомофобии и антисемитизма, дает поразительные плоды".

art, житиé моé

Previous post Next post
Up