ТГК-14 не имела права закрывать собственные расчётно-кассовые центры. Так решил суд. Победило добро?
May 24, 2013 08:39
В конце прошлой - начале текущей недели во всех местных СМИ разлетелась радостная весть: ТГК-14 не удалось доказать в Верховном суде Бурятии правомерность закрытия собственных расчётно-кассовых центров (далее по тексту - РКЦ), принимавших платежи за услуги теплогенерирующей компании без комиссионных сборов. Более того, уже уплаченную комиссию за тот период, когда РКЦ не работали, можно вернуть!
Роспотребнадзор, который, собственно, и был инициатором судебных заседаний по поводу закрытия расчётных центров ТГК-14, распространил информацию о том, как потребители могут возместить убытки, понесённые в связи с незаконными действиями теплоснабжающей организации:
Улан-удэнцы вправе предъявить требования о возмещении убытков от дополнительных комиссий, сообщило Управление Роспотребнадзора по Бурятии
В связи с закрытием ОАО «ТГК-14» собственных пунктов приема платежей в Улан-Удэ с сентября 2012 года, в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия стали поступать многочисленные обращения граждан по факту невозможности оплаты коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, без дополнительной оплаты услуг платежных агентов. Размер комиссий составляет от 1,5 до 3 % от суммы платежа.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия в действиях ОАО «ТГК-14» было усмотрено нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей».
Решением Железнодорожного районного суда Улан-Удэ от 20.02.2013 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия к ОАО «ТГК-14» удовлетворены.
В свою очередь, ОАО «ТГК-14» не согласившись с вышеуказанным решением, обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с апелляционной жалобой.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 24 апреля 2013 года решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 февраля 2013 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что Верховным судом РБ решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ оставлено без изменения, оно вступило в законную силу с 24 апреля 2013 года. С этого момента ОАО «ТГК-14» в течение месяца обязано довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным другим способом.
Потребители г. Улан-Удэ, чьи права были нарушены незаконными действиями ОАО «ТГК-14», вправе предъявить к ОАО «ТГК-14» требования о возмещении убытков (оплаченных дополнительных комиссий), причиненных вследствие нарушения их прав на свободный выбор товаров (услуг), в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Необходимо следовать определенному порядку предъявления требований о возврате оплаченных дополнительных комиссий за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Во-первых, в обоснование своих требований о возмещении причиненного убытка потребителям необходимо собрать документы, а именно квитанции об оплате услуг ОАО «ТГК-14» с указанием дополнительной комиссии.
Во-вторых, необходимо обратиться с письменным заявлением на имя директора филиала ОАО «ТГК-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии» (г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, 26), с приложением копий всех необходимых документов. Срок рассмотрения заявления и возмещения причиненных убытков не может быть более 10 дней.
В-третьих, в случае отказа ОАО «ТГК-14» удовлетворять требования потребителя в добровольном порядке, следует обратиться с исковым заявлением в суд. Потребители вправе обратиться в суд по месту нахождения филиала ОАО «ТГК-14» «Теплоэнергосбыт Бурятии», по месту своего жительства или пребывания, по месту оплаты дополнительной комиссии. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском, связанным с нарушением прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия в пределах своих полномочий готово оказать содействие в судебной защите по восстановлению нарушенных ОАО «ТГК-14» прав потребителей г. Улан-Удэ.
Выглядит на словах всё хорошо и правильно. Тем не менее, вряд ли, думаю, после этих публикаций пойдёт сколь-нибудь значительный вал безнадёжных заявлений в Теплоэнергосбыт и впоследствии исков на него же, потому что из-за двух-трёх сотен рублей далеко не каждый готов обивать пороги и ходить на заседания. Существует любопытный комментарий по этому поводу на одном из новостных сайтов:
Оставим в покое Роспотребнадзор. Они сделали, что могли, и даже больше.
Решения Железнодорожного районного суда Улан-Удэ и апелляционное определение Верховного суда РБ я, честно говоря, не видел. На сайтах судебной системы, видимо, большой ремонт:
На сайте ТГК-14, как и следовало ожидать, это решение не опубликовано. Во всяком случае, в "Новостях компании" и "Информации для потребителей" ничего такого на сегодня нет.
Так или иначе что-то мне подсказывает, что принималось судебное решение сугубо в политических целях, "для снятия социальной напряжённости" населения, либо для повышения лояльности к власти, с учётом того, что эта самая напряжённость из-за комиссий давно стала сходить на нет - люди в большинстве смирились и привыкли. Кстати, примерно тот же вопрос в 2011-2012 годах волновал жителей других регионов. Вот ключевые слова, если лень ходить по ссылке:
В сентябре 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе». На основании данного Закона оплата вознаграждения банкам, почте и платежным агентам за прием коммунальных платежей осуществляется за счет средств граждан-плательщиков.
Думаю, если б на то были веские основания, энергетиков бы заставили сделать перерасчёт всем потребителям, оплачивавшим их услуги за весь период отсутствия безкомиссионного приёма платежей. Но и тут есть загвоздка. Ведь тупо всем вернуть будет чересчур, потому что люди могли оплачивать через сайт ТГК-14 без комиссии, могли платить с комиссией и без неё через коммерческие банки, кассы ООО "Единый информационно-расчётный центр" (далее по тексту - "ЕИРЦ"), "Почту России", платёжные терминалы. Как узнать, сколько человек пользовались услугами безкомиссионных РКЦ и фактически понесли от действий ТГК убытки? Скорее всего, никак. Да и у суда наверняка не было цели это выяснять, хотя стоило бы... Поэтому решение проблемы, предложенное Роспотребнадзором, именно такое - кто захочет и будет иметь основания вернуть свои деньги, пусть идёт в суд и сам выбивает их.
Даже если неправомерность действий ТГК-14 с точки зрения защиты прав потребителей доказана, вот так просто взять и отобрать уплаченные комиссии у читинцев вряд ли удастся, и сомневаюсь, что это будет законно. Почему?
Да потому что ТГК-14 никогда напрямую не собирало эти комиссии. Созданное, условно говоря, на месте ТГК-шных РКЦ ООО "ЕИРЦ" работает с одним из коммерческих банков, и имеет договорные отношения только с ним; при этом часть - обратите внимание, часть - собранных комиссий возвращается "ЕИРЦ" в качестве агентского вознаграждения. У банка, как и у почты, в свою очередь, договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ТГК - им перечисляется сама плата за услуги. Биллинг (учёт платежей и ведение лицевых счетов потребителей) осуществляет третье лицо, имеющее соответствующий интегрируемый программный продукт и серверные мощности (например, ООО ИПК "Биллинговый центр"), которому от тех или иных участников рынка тоже перепадает часть собранной комиссии, либо прямое договорное вознаграждение.
То есть, по сути, с юридической точки зрения ситуация выглядит почти таким же образом, если бы не "ЕИРЦ" зашёл на площади ТГК-14, а, к примеру, "Сбербанк" разместил свои кассы в привычных потребителям помещениях, и стал бы, как и в других офисах обслуживания клиентов, заниматься приёмом платежей с начислением комиссии банка.
Конечно же не следует забывать о двух ключевых факторах в данной истории. Во-первых, о том, что ООО "ЕИРЦ" на момент учреждения имело в составе учредителей само ОАО "ТГК-14". И во-вторых, о том, что в тарифе на 2012 год были предусмотрены затраты ТГК-14 на содержание собственных РКЦ.
Вот эти затраты по справедливости и должны себе вернуть горожане, потому что выходит, что некоторые потребители оплатили "комиссию" ТГК-14 дважды - один раз в тарифе в части содержания РКЦ, которые по факту были закрыты, хотя, по мнению суда, должны были работать, и второй раз в комиссиях банков, "Почты России", "ЕИРЦ" и прочих подобных организаций. И нам ведь совсем не важно, что ТГК-14 напрямую ничего не получала во "второй раз" - по логике властей и судов, скупой платит дважды :-)
Только вот у меня есть большие сомнения, что мои квитанции с комиссией какого-нибудь "Росгосстрах Банка" и почты кто-нибудь воспримет всерьёз. Хотя по сути это будет то же самое, что обратиться в суд на ТГК-14 с квитанциями "ЕИРЦ". С другой стороны, кто знает, может, стоит попробовать? Мои знания о рассматриваемом предмете поверхностные, а специалисты по большей части молчат - непрофильных чиновников специалистами, как правило, назвать нельзя.