Кавказоведы: Арутюнов С.А.

Jan 03, 2014 16:40

Этим постом открываю новую рубрику в своем ЖЖ, в которой буду рассказывать о выдающихся кавказоведах.
По мере накопления материалов буду публиковать обобщающие посты в рамках обозначенной тематики.
Начну с С.А. Арутюнова.



Сергей Александрович Арутюнов (род. 1 июля 1932, Тбилиси) - советский и российский этнолог, этнограф , социальный антрополог, историк; доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук. Заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ. Автор более 490 научных публикаций, в том числе 15 монографий.

Родился 1 июля 1932 года в Тбилиси в семье служащих. Отец, Александр Сергеевич Арутюнов, происходил из армянской семьи купцов, виноделов и виноторговцев - выходцев из Карабаха, придерживавшихся исповедания Армянской апостольской церкви. Мать, Ольга Петровна Саломон, принадлежала русской дворянской семье, которая происходила от печенегов, крестившихся в XII веке в Венгрии. Этническое самосознание Сергея Арутюнова сформировалось в самом раннем возрасте.

Когда в 1944 году Сергею едва исполнилось 12 лет, умерли его мать и бабушка, а отец вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны ослепшим. Как позже вспоминал учёный: То был момент невероятных трудностей, чудовищного жизненного перелома, когда я понял, что вдруг, в одночасье стал взрослым. Однако в это же время Арутюнов осознал, что его призвание - востоковедение, своеобразным стимулом к выбору которого послужил переезд в Тбилиси тёти Сони. Вдова бывшего капитана дальнего следования привезла с собой множество японских вещей, купленных её супругом. Увидев все эти вещи, подросток сделал свой выбор.

Окончив школу, в 1950 году Сергей Арутюнов поступил на японское отделение в Московский институт востоковедения. Окончив его с отличием в 1954 году, поступил в аспирантуру Института этнографии, научным сотрудником которого учёный является уже более полувека. С 1956 года молодой ученый занимался разработкой алгоритма русско-японского перевода в Институте точной механики и вычислительной техники.

В 1957 году, после того как в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Арутюнов примкнул к чукотской экспедиции М. Г. Левина, где работал до 1987 года. В ходе работ в составе экспедиции исследователь разработал типологическую схему гарпунных наконечников, более тысячи которых было найдено в двух могильниках. Арутюнов распределил их по группам, выявив их встречаемость и сочетаемость и придя к заключениям, что они собой представляли, как были увязаны с хронологией, экологией, родовой структурой населения. Позднее на основе данных, полученных в экспедиции, были написаны труды «Уэленский могильник» (1969) и «Эквенский могильник» (1975).

В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев», под научным руководством М. Г. Левина.

1968 год ознаменовался выходом книги Арутюнова «Современный быт японцев», в которой на основании обширного этнографического материала выявлены закономерности взаимодействий традиционной и так называемой интернациональной культур. В 1969 году в соавторстве с Г. Е. Светловым вышла книга «Старые и новые боги Японии», а в 1970 году Арутюнов защитил докторскую диссертацию «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре». В этот период жизни он совершил ряд экспедиций: на Печору, на Обь и Енисей, в Японию, в Армению и Индию. Несмотря на то что Арутюнов крайне редко возвращался к кабинетному образу жизни, именно в это время возникла самая известная из выдвинутых им концепций - информационная теория этноса. Впервые она была сформулирована в написанной совместно с Н. Н. Чебоксаровым статье «Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества», вышедшей в свет в 1972 году в «Расах и народах».

К середине 1960-х годов у молодого востоковеда завязались тесные профессиональные отношения с армянскими коллегами. В течение всех последующих лет эти отношения углублялись и развивались. По этому поводу Арутюнов говорил следующее: Я убеждён, что грузинские и армянские интеллигенты были одновременно и русскими интеллигентами, именно русскими, а не российскими. Наша культурная трагедия заключается в разведении этих понятий. Из-под его пера вышли десятки работ, посвящённые проблемам Кавказа в целом и культуры армянского этноса в частности[3].

В 1980-е годы продолжают появляться публикации результатов длительных экспедиционных выездов. На основе армянских исследований в 1983 году в соавторстве с Э. Маркаряном, Ю. Мкртумяном и другими участниками комплексного исследования выходит монография «Культура жизнеобеспечения и этнос». Сергей Александрович выступает редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций - «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте1984 года Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио, 1985). Четыре года спустя публикуется монография «Народы и культуры», где подробно описана ещё одна важнейшая общая культурная закономерность - ареальная стабильность, подкреплённая материалами лингвистических, археологических и этнографических исследований культурных ареалов Японии. В 2000 году книга «Народы и культуры» в переработанном и дополненном виде была издана в США под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» («The Edwin Mellen Press», Lewiston - Queenston - Lampeter).

Отойдя от японской тематики и обратившись к Кавказу, Арутюнов с 1985 года по настоящее время является заведующим отделом Кавказа в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 15 декабря1990 года был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению истории (специальность «всеобщая история»). В 1991-1997 годах - заместитель академика-секретаря Отделения истории РАН. Первый президент Ассоциации этнологов и антропологов России (1990-1994).

В ноябре 2003 года Сергей Александрович в сотрудничестве с Международным научно-исследовательским институтом народов Кавказа организовал и провёл Конгресс кавказоведов в Нахабино. На этом Конгрессе удалось собрать более ста этнографов, социологов, религиоведов изо всех регионов Кавказа, как Северного, так и Южного, и более 30 гостей из дальнего зарубежья. В работе его также приняли участие десятки московских и петербургских учёных.

Основные научные труды:

1. Современный быт японцев. М., 1968.
2. Старые и новые боги Японии. М., 1968. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.: Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973.
3. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
4. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
5. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
6. Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
7. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
8. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
9. Япония: народ и культура. М., 1991. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
10. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
11. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. Отв. ред.
12. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М. Г. Абдушелишвили, Б. А. Калоевым.) М., 1994.
13. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс.
14. Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. (в соавт. с С. И. Рыжаковой).
15. Силуэты этничности на цивилизационном фоне. М.: ИНФРА-М, 2012.

Источник - http://ru.wikipedia.org

Арутюнов С.А., кавказоведы

Previous post Next post
Up