В Ростове в издательстве «Альтаир» вышли в свет первые двенадцать томов «Антологии памятников права народов Кавказа» - из запланированных к изданию пятидесяти.
В «Антологии» собраны уникальные документы, показывающие, как рождались, закреплялись и реализовывались на практике нормы права кавказских народов. Все они изложены на русском языке, поскольку многие малые народы Кавказа до 1917 года не имели своей письменности, их правовые нормы были закреплены в своде устных обычаев и правил, названных адатом. Документы, представленные в «Антологии», являются государственными актами, служебными и аналитическими записками гражданских и военных чиновников Российской империи, служивших на Кавказе в XIX веке. Опираясь на неписаные правила жизни местных жителей, эти управленцы готовили почву для введения народов Северного Кавказа в юридическое пространство России. В «Антологии» также широко представлены мемуары свидетелей исторических событий, дающих свои - зачастую диаметрально противоположные - оценки правового опыта кавказских народов.
Что же послужило толчком для создания столь монументального труда? На этот вопрос корреспонденту «НВ» ответил автор и руководитель проекта «Антология памятников права народов Кавказа» доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, академик АМАН* и МАНЭБ* Дамир Шапсугов:
- Во-первых, мы хотели создать информационную базу, отражающую реальный уровень правового развития народов Кавказа до вхождения их в состав Российской империи. Среди первоисточников писаных актов было не так много, их фиксировали имперские власти, проводя своеобразную реконструкцию права, которым пользовались на Кавказе. Богатейший правовой опыт кавказцев описан и в малодоступных трудах многих исследователей Кавказа, в частности такими были генерал К.Ф. Сталь, Е.Я. Люлье, М.М. Ковалевский. Кстати сказать, некоторые из них владели местными языками, что позволяло более точно передавать суть правовых актов. Исследуя правовое развитие кавказских народов, мы пришли к выводу, что оно опирается на арабскую, греческую, римско-византийскую, иранскую и другие правовые культуры, под чьим влиянием право развивалось на протяжении столетий и вполне сопоставимо с правовой культурой народов Европы.
В «Антологии» также представлены документы, отражающие богатейший правовой опыт казаков - донских, кубанских, терских. Наш труд заинтересовал и ученых Закавказья. Коллеги из Армении, Грузии, Азербайджана вносят свою лепту в «Антологию», что даст более полной картину развития и становления права на Кавказе.
Вторая причина - попытка разобраться, почему наша современная юридическая наука столь малоэффективна? Такое впечатление, что нынешние законы в лучшем случае базируются на системе понятий, оторванных от реальной жизни, вместо того, чтобы опираться на ее практический фундамент.
А вот у народов Кавказа правовой опыт был составной частью их жизни. Люди пахали, сеяли, охотились, а когда возникали ссоры, споры и другие недоразумения, то при их разрешении - в чем часто принимала участие вся община - формулировались и формировались прецедентные нормы. Они закреплялись и реализовывались в обычной жизни, менялись с течением времени, отвечая на новые условия и обстоятельства.
Сегодня связь реальной жизни и права утрачена - это очевидно. Часто приходится слышать, что у нас демократическое общество, а где оно? Большинство народов Кавказа имело общественный строй, получивший названия «вольные общества», «республики», в которых субъектами власти были общество, народ, создававший право. Современное демократическое общество изобрело другие технологии: вспомните, кто сегодня принимает законы, кто их лоббирует, и какое отношение имеет к принятию законов непосредственно народ… А необходимо другое - кристаллизация социального опыта, имевшая место и в русской общине. Ошибаются те, кто считает, что обычное право утрачено, на самом деле люди продолжают его создавать и пользоваться им - это их традиции и обычаи. Благодаря им поддерживается единство не только внутри отдельных народов, но и межэтнические связи. Хороший пример тому - закон гостеприимства, имеющий общечеловеческую природу.
Поэтому следует хотя бы на уровне села, территориальных объединений в городах вернуть людям возможность принимать участие в формулировании права, его закреплении и исполнении, восстановить эту разорванную цепочку. Это право люди знают и сознательно или автоматически применяют его. Оно лежит в основе формирования личности и поэтому имеет огромное воспитательное значение, которого, увы, не имеет современное законодательство. Сегодня наблюдается излишняя детализация норм в наших законах, что отрывает их от нравственных основ общественной жизни.
Трудно спорить с учеными, обоснованно утверждающими, что возникновение царской самодержавной власти в России, к сожалению, оказалось отказом от глубоко традиционного для нее народоправства, характерного и для большинства народов Кавказа.
На основе проведенных исследований мы работаем также над учебником «История государства и права народов Кавказа», который рекомендуем для изучения в вузах ЮФО, СКФО и Закавказья. Параллельно идет составление «Толкового словаря национальных юридических терминов народов Кавказа».
Мы все надеемся, что наши инициативы и рекомендации будут востребованы и внесут свой вклад в разрешение острых проблем современного государственно-правового развития народов Кавказа, помогут достичь равновесия и прочного мира в нашем регионе, к чему мы все стремимся.
Справка "Нашего времени"
Дамир Юсуфович Шапсугов родился 1 августа 1943 года в Казахстане, куда семью выселили после того, как его отца Юсуфа, колхозного активиста, прозванного односельчанами Коммуна, обвинили по навету в развале колхоза в родном Лазаревском районе Краснодарского края. На родину семья вернулась только в 1949 году. Отца реабилитировали в 1959 году. В 1961 году Дамир, окончив школу, отправился поступать в Ростовский госуниверситет на юридический факультет. И был принят - не имея ни денег, ни блата, ни протекции! Окончил обучение с отличием. Сегодня Дамир Юсуфович имеет солидный послужной список. Он - доктор юридических наук, заслуженный профессор СКАГС, заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЮРИФ РАНХ и ГС при Президенте РФ, директор центра правовых исследований ЮРИФ РАНХ и ГС при Президенте РФ, действительный член нескольких академий, заслуженный юрист России, почетный доктор Ереванского университета МАНЦ и главный редактор журнала «Северо-Кавказский юридический вестник». Под его руководством была создана непрерывная система юридического образования, составившая известный бренд «Ростовский юридический институт», включивший профильные классы в средней школе (№ 39), колледж, юридический институт, докторантуру, аспирантуру, 7 юридических кафедр, диссертационный совет, газету «Мир права».
По его инициативе были созданы Южный филиал ИГП РАН, Северо-Кавказское отделение Российской академии юридических наук, Ассоциация юристов Кавказа.
*АМАН - Адыгская международная академия наук
*МАНЭБ - Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Источник