«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ» В ДАГЕСТАНЕ

Oct 09, 2013 09:24

Оригинал взят у m_serg1 в «ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ» В ДАГЕСТАНЕ

Первые сведения о распространении эпидемических заболеваний, которые имеют непосредственное отношение к территории Дагестана, мы находим у армянских средневековых историков. Однако ни характера этих заболеваний, ни их симптомов источники не называют.

Увеличившаяся частота возникновения эпидемий в последующие периоды связана с климатическими изменениями. Установлено, что после климатического оптимума VIII - XIII веков наступило похолодание, которое продолжалось вплоть до середины XIX века и получило название «малого ледникового периода».

Наиболее страшной из эпидемий, посещавших человечество, является «черная смерть» XIV века. Согласно далеко не полным и очень приблизительным статистическим данным, в эту пандемию чумы на Востоке умерло 23 миллиона человек, а в Европе жертвами «черной смерти» стала одна четвертая часть всего ее населения, что составляет около 25 миллионов человек.Какова же была ситуация на Северном Кавказе и в период распространения по Европе и Азии «черной смерти»?



Питер Брейгель-старший "Триумф смерти"


Итальянский юрист Габриэль де Мюссе, находившийся во время начала эпидемии в Крыму в городе Кафе писал, что «вымерли бесчисленные племена татар и сарацинов от неожиданной и необъяснимой болезни… огромные пространства земли опустели, наиболее населенные города почти обезлюдели».

Наиболее осведомленными о географии распространения «черной смерти» авторы русских летописей. Воскресенская летопись сообщает, что в 1346 году «бысть мор силен на бессермены, и на татары, и на ормены, и на обезы, и на жиды, и на фрязы, и на черкасы, и на всех тамо живущих, яко не бе кому их погребати». В данном случае интерес представляют сведения о том, что чума охватила районы проживания абазин, черкесов, Крым и Тамань, где проживали генуэзцы, евреи и армяне, а также Золотую Орду. Дополняет это сообщение указание Никоновской летописи о том, что мор был, помимо перечисленных земель, и в Астрахани.

Флорентийский хронист XIV века Маттео Виллани писал: «Эта чума приходила с перерывами и вспыхивала у разных народов, за год она охватила третью часть света, называемую Азией. В конце концов она добралась до народов, живущих у Великого моря (Черного моря - С.М.), на берегах Тирренского моря, в Сирии и Турции, близ Египта и на побережье Красного моря, на севере в России, в Греции, в Армении и других странах».

В XIV - XV веках Кафа занимала господствующее положение в экономической жизни Крыма. Благодаря торговому потенциалу генуэзских купцов, Кафа превращается в крупнейший город-порт, который вел торговлю и с Востоком, и с Западной Европой. Важной статьей доходов в причерноморской торговле генуэзцев была поставка рабов, прежде всего, на южное побережье Черного моря - в Трапезунд, Синоп и Амасру. При этом львиную долю рабов, поставляемых на невольничьи рынки, составляли черкесы, пользовавшиеся наибольшим спросом. По сложившейся в европейской науке традиции, «сарацинами» де Мюссе в своем сообщении называет мусульман. По всей вероятности, под «сарацинами» итальянец подразумевает именно черкесов, часть которых была исламизирована с принятием ислама в Золотой Орде в качестве государственной религии в 1312 году.

Здесь мы подходим к вопросу о занесении эпидемии во вторую пандемию на территорию Дагестана прямиком из Крыма, что было связано с торговой деятельностью генуэзских купцов. Марко Поло писал, что Каспийское море «окружено горами и по нем только в наше время стали ездить генуэзцы, которые привозят шелк, называемый гелли». Генуэзские купцы попали в Дагестан во второй половине XIII века по следующему маршруту: от города Таны поднимались до Донской луки, затем волоком доставляли суда с товарами до Волги и уже по Волге сплавлялись до Каспия. Путь этот занимал около 16 дней. Инкубационный период чумы составляет от 3 до 6 дней. Таким образом, генуэзские купцы, направлявшиеся на Каспий, вполне могли привезти на территорию Дагестана помимо своих товаров и чуму. «Болезнь приходит в аул или в тюках торговца, или в торбе нищего», как гласит аварская пословица.

Вероятно, что с эпидемией «черной смерти» связано и уменьшение населения Дербента, которое фиксирует анонимное «Сказание о Железных вратах», составленное в середине XV века. «Есть Железные врата, в первобытные лета бывал город и измер в моровом поветрии и запустело. А стоят те врата над морем Астраханским: две стены от моря в горы высокие каменные, а между ими живут люди, числом их будет с лишком с три тысячи человек».

Дербент, по сведениям арабских авторов был, одним из крупнейших центров мировой торговли в раннее средневековье. Именно через Дербент в международную торговлю были втянуты все внутренние районы Дагестана. Арабский географ X века ал-Истахри сообщал, что по размерам город больше, чем Ардебиль и Тифлис. По подсчетам население Дербента в IX - XIII веках составляло от 40 до 65 тысяч человек. Даже если учесть наименьшее из значений, то есть 40 тысяч жителей, то уменьшение населения к середине XV века до 3 тысяч человек дает небывалую убыль населения.

Кончено, такое катастрофическое уменьшение населения Дербента нельзя связывать лишь со смертностью от чумы. Не стоит забывать о том, что на XIII век приходятся опустошительные походы татаро-монголов на Дагестан, которые также оказали большое влияние на сокращение населения его приморской территории. На плоскости, примыкавшей к Дербентскому проходу, коренное население, по всей вероятности, исчезло полностью в результате противостояния Хулагуидов и Джучидов.

Еще одним косвенным указанием на эпидемию чумы в Дагестане является надпись в стене одного из зданий в рутульском селении Мишлеш. Она гласит: «Восстановлено это здание Хаджи, сыном Мухаммеда валия, сыном Мухаммеда валия, да помилует их бог! Аминь! Запустело в чуму четыреста пятьдесят лет. Во время Амир-хан-султана, сына Джуда, да продлит бог его правление! В году тысяча сто третьем летоисчисления от бегства пророка избранного, да благославит его бог и приветствует!». Восстановление здания соответствует 1691/92 году. Таким образом, эпидемия чумы должна приходиться на середину XII века, но письменные источники не называют какой бы то ни было эпидемии в данный период. Это дало основание Л. И. Лаврову высказать мнение, которое разделяю и я, о том, что сведения о чуме следует отнести к 1346 году, списав хронологическую несоответствие на неточность, допущенную строителем.

Хотя в источниках мы не встречаем прямого указания на то, что территория Дагестана была затронута эпидемией «черной смерти», но пристальное их изучение и сопоставление дает право утверждать, что и в период второй пандемии чума получила распространение в Дагестане. Особенно это касается его приморской части, которая входит в прикаспийский Северо-Западный природный очаг чумы.
Манышев С. Б. «Черная смерть» в Дагестане // Археология, этнография и краеведение Северного Кавказа. Материалы 19-й межрегиональной научно-практической конференции. - Армавир, 2013.

Дагестан, научная работа, этнография, Манышев С.

Previous post Next post
Up