Рано или поздно, но если потакаешь своим слабостям, такое поведение начинает сказываться самым неожиданным образом. Вот собрался я вновь обратиться к любимой мною абатской теме и тут-то выяснилось, что в последнюю поездку я не сделал ни одной фотографии Абатска и его окрестностей. Поэтому пришлось извлекать на свет Божий фотографии полуторагодичной давности, чтобы ими иллюстрировать новую статью.
Среди моих знакомых есть медсестра, в богатом лексиконе которой есть термин тупорогие, которым она в моменты наивысшего эмоционального подъёма обозначает определённый контингент людей. Сами-то себя они несомненно относят к интеллектуально одарённым, как один из главных героев известного комедийного сериала "Дживс и Вустер", снятого по романам сэра Пе́лама Гре́нвилла Ву́дхауса. Я имею в виду его Берти Вустера. Но пора переходить непосредственно к заявленной теме. Обширные отвлечённые рассуждения навряд ли будут способствовать её успеху, но и без них никак было нельзя.
Вот, казалось бы, есть некий населённый пункт более чем с трёхвековой историей и именуемый Абатском. Кого только не видели его улицы? Самые-самые всемирно знаменитые отметились на его улицах, начиная с Петера Симона Палласа и даже не заканчивая Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским. Правда, нам в школе учителя рассказывали только про Антона Павловича Чехова и почему-то совсем не упоминали Глеба Ивановича Успенского. Хотя последний, например, оставил значительно более интересные очерки о нашем крае, не идущие ни в какое сравнение с проигрывающими им чеховскими "Из Сибири". А сколько достаточно грамотных людей прошло через Абатск? Достаточно сказать, что ещё до революции в нём были две школы для мальчиков и одна для девочек. Я уже не говорю про лиц, грамотность и образование которых невозможно поставить под сомнение. Это и чиновники, и священнослужители, и доктора, и учителя. Взять хотя бы советское время. Тут тебе и райкомовцы от КПСС и ВЛКСМ, и педагоги, к тому же с профильным историческим образованием. Густо замешано, да не выпечено.
Сколько я не пробовал, но, например, ничего более или менее вразумительного по истории возникновения Абатска или Абацкой слободы, по его или её первому столетию не нашёл. Ага, вот в этом месте самые "продвинутые", эдакие Берти Вустеры от краеведения, а, возможно, и от самой исторической науки, наверное, поторопятся мне возразить. Мол, давным-давно и всем известно, что Абатск был в 1680 году первоначально основан, как форпост № 868, в дальнейшем, точнее, в 1695 году, переименованный в слободу Абацкую. Да, знаю я это, знаю. И даже писал об этом. Статья называлась "Пётр Симон Паллас в Ишимской степи: Абацкая слобода" (
http://alexa-bell.livejournal.com/63326.html).
Для начала приведу несколько примеров, взятых произвольно. Из абатской районной газеты "Сельская новь" в версии Т.Тепышевой статья "АБАТСКОЕ: ИЗ ВЕКА В ВЕК НЕЗЫБЛЕМЫЕ ТРАДИЦИИ СИБИРИ": "...Для наблюдения за передвижением «кучумовых внучат» в 1680 году был основан форпост № 868, устройством его руководил сын Ульяна Ремезова Семен. Строили «крепостицу» служилые люди: драгуны, казаки, потомки которых до сих пор живут на Абатской земле: Коротковы, Орловы, Косяковы, Черепановы, Москвичевы, Казанцевы, Новиковы. После замирения края у острога № 868 в 1695 году появилось имя: Абацкая слобода. О том, почему его так назвали, единого мнения нет. Одни считают, что произошло оно от имени татарского князя Абака, владения которого находились как раз на территории нынешнего Абатского района. По другой версии - названо в честь погибшего стрельца Абацкова, защищавшего данную крепость..."
Ту же дату, и тот же форпост № 868 можно обнаружить, например, в книге Анфисы Везель "Гордость земли Абатской. Район глазами сельского журналиста" (Тюмень, ОАО "Тюменский издательский дом", 2008, с.5).
Не знаю, почему, но бесконечно тиражируется одно и тоже: "В конце XVI века Сибирское ханство было окончательно разгромлено, оставшиеся татары бежали в Ишимские и Барабинские степи, делая оттуда набеги на русских, мешая укрепиться оседлому населению в плодородных Ишимских степях. Грабили народ, не давая ему жить спокойно. Для их защиты по Ишимской линии строится новая сеть защитных форпостов и других объектов военного назначения. В 1680 году для наблюдения за движением татар возникает Абацкий острог, именуемый в начале форпост № 868. В 1695 году на основе форпоста возникла Абацкая слобода".
Похоже, настало время перейти к главному. А оно заключается в крамольной мысли, которую я высказал по поводу форпоста № 868. Негоже, конечно, цитировать самого себя. Но так как цитата очень короткая, то я её приведу целиком, чтобы сразу обозначить свою позицию:"Я не думаю, что возникший форпост все так и именовали - форпост № 868 или острог № 868". Хотел бы я очень услышать ответ на мой элементарный вопрос, пусть бы кто-то из лиц, утверждавших и продолжающих утверждать, что был некогда форпост или острог № 868, дать ссылку на документ от этом. Если человек знаком хоть немного с логикой и иногда руководствуется здравым смыслом, то, прежде чем написать форпост № 868 или острог № 868, он бы спросил самого себя:"Почему нигде в далёкой Руси или вообще в дореволюционной России никогда и нигде не давалось цифровых наименований населённым пунктам, а вот Абацкий форпост единственный за всю историю, в порядке некоего исключения, вдруг был учреждён под названием № 868 и под таковым просуществовал ни много, ни мало, а 15 лет?"
Для тех, кто никогда и никогда не интересовался историей и даже школьный учебник читал через страницу, я коротко поясню, что продвигаясь по необъятным просторам Евразии и подводя их под высокую руку Белого Царя казачьи головы и московские воеводы лишний раз не заморочивались и вновь обустраиваемые остроги, острожки, форпосты, крепости и редуты наименовывали в соответствии с местными топонимами, чаще всего, гидронимами, то есть, используя местные названия рек, речек, ручьёв, озёр, болот. Тобольск от Тобола, Тара от Тары, Омск от Оми, Исетск от Исети, Абатск от Абака, Тюкалинск от Тюкалки и так далее. Если действительно Абацкий острог, как утверждают некоторые авторы, закладывал и отстраивал тобольский сын боярский Семён Ульянович Ремезов, то с какого, извините, похмелья или перепугу, он поименовал его "№ 868"? Кстати, Семён Ульянович до 1682 года был рядовым казаком и только с указанной даты начал государеву службу, получив чин сына боярского.
Как известно, дыма без огня не бывает. Наверное, не с потолка же свалился № 868 на бедную голову Абацкого форпоста? Откуда-то же должны расти ноги у этого, мягко говоря, странного названия? Я долго искал, но всё безрезультатно, пока не взял в руки солидный труд, изданный в 1871 году в Санкт-Петербурге под названием "Тобольская губерния. Список населённых мест по сведениям 1868-1869 годов". И тайна под названием "Абацкая слобода - форпост № 868" прекратила своё существование. Условно говоря, книга делится на две части. В первой части идёт детальное описание Тобольской губернии, её истории, географии, природных ресурсов, производства, народонаселения. Вторая часть представляет собой подробный список всех населённых пунктов губернии с указанием краткой характеристики по месту расположения и народонаселению. Список, как и положено, имеет порядковую нумерацию. Естественно, что под № 1 стоит губернский город Тобольск. Ишим в списке под № 3, Омск под № 5, Тара под № 7, Тюкалинск под № 12. После городов в списке идут все иные населённые пункты. Населённые пункты Ишимского округа начинаются с порядкового № 859. И, как наверное, уже сообразили самые догадливые слобода Абацкая стоит в списке на 868-ом месте. Все не буду перечислять, но назову несколько близлежащих к Абатску деревень: 864 - село Челноковское, 865 - выселок Марухи, 866 - деревня Вяткина, 867 - деревня Шмакова. Пробежимся по списку дальше? 902 - деревня Чупина, 909 - деревня Бобыльская, 910 - село Тушнолобово, 929 - деревня Татарская, она же Котина, 930 - деревня Шевырина, она же Молокова, 954 - деревня Кокуйская. Надо продолжать? Или достаточно?
Теперь понятно, как слобода Абатская (Абацкая) оказалась связанная с № 868? Если бы не было, например, в 1868 году выселка Марухи, то стоял бы Абатск в списке населённых пунктов Тобольской губернии не на 868-ом месте, а на 867. И тогда бы абатские краеведы, журналисты, писатели и прочие причастные к теме лица однозначно бы утверждали, что в 1680 году был основан форпост № 867, а в 1695 году его переименовали в слободу Абацкую.
Но это ещё не всё! Как и почему всё-таки умудрились наименование населённого пункта перепутать с его порядковым номером в списке? И на это у меня есть ответ. Связан же он с особенностями написания части первой указанной книги. В её тексте при каждом упоминании населённого пункта (кроме городов) рядом с его названием указывается его порядковый номер в списке населённых пунктов из части 2-ой. Если упомянули вдруг авторы деревню Шевырину, то в тексте это выглядит так: деревня Шевырина № 930. Пишут что-нибудь про Абацкую слободу, то пишут: слобода Абацкая № 868. И когда её в историческом описании вспоминают, как форпост, то, соответственно, печатают так: слобода Абацкая, форпост № 868.
Вот пример из книги:"Туринско-Ирбитская дорога отходит от предыдущей у деревни Урусовой №2723, направляется к югу через деревни Продольную № 2724 и Андреевку № 2725". Показательно, да? Или нужно всё-таки про Абатск? Пожалуйста!
"Для избежания болотистого Аевского волока ... бригадир Фрауендорф, командовавший Пресногорьковской линиею, предложил в 1762 году сибирскому губернатору Соймонову проложить дорогу с линии через деревню Крутую № 1842 (Омского округа), слободы Тюкалу (ныне город) и Абацкую № 868 (Ишимского округа) до Тобольско-Тарской почтовой дороги".
На этом я сегодня остановлюсь, иначе не успею отсмотреть очередную серию комедийного цикла "Дживс и Вустер". А к "абацкой" теме я обязательно вернусь, но позже. Я думаю, что сказка про форпост № 868, рассказываемая и распространяемая на протяжении многих лет, как печатными изданиями, так и интернетными, далеко не исчерпывает всего того, что было напридумано разномастными "краеведами" и "историками" вокруг реальной истории Абацкой слободы и её деревень. А посему быть в ней, похоже, мне в должности чистильщика. Справлюсь ли?