За кулисами истории: Когда и почему пропало гумёнцо?

Dec 03, 2016 21:28



Миниатюра Лицевого летописного свода о событиях 1498 года

Есть в отечественной истории такие обстоятельства или детали, что их наличие или внезапное исчезновение никем не исследовались и не исследуются, а если упоминались, то так, походя, как не имеющие якобы никакого значения. Но так ли это? Интересуясь некоторыми обстоятельствами доромановской Руси, я столкнулся с явлением, поставившим меня в тупик. Речь идёт о внешнем облике православных священнослужителей. Точнее, казалось бы о самой незначительной малости - о причёске. Мы привыкли, что наш отечественный поп и монах лохмат и бородат. А бывшие прилежные ученики вспомнят, как на уроке учитель истории, рассказывая о реформах Петра I, обязал всех стричься и бриться, кроме крестьян и священнослужителей. Но вот какая незадача: оказывается наши православные попы и монахи точь в точь, как их западные собратья по христианству - католические священники, в обязательном порядке выбривали тонзуру, именуя её на русский манер - гумёнцо. Не верите?
Сигизмунд Герберштейн (XVI век) в главе "Религия" своей книги "Записки о Московии" пишет, как очевидец, следующее:
"Одеяние у них (священников - А.Б.) почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами" (Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с.91).
Вот что сообщал о скуфье ещё один иностранный наблюдатель, Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII века:
"Эту шапочку они /священники/ в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку"
Сначала меня взяло сомнение: вдруг и венский дипломат, и немецкий путешественник что-то перепутали или просто ошиблись? Полез с проверкой по словарям. Что в итоге удалось выяснить?



Рисунок Светланы Макрушиной к сказке А.С.Пушкина

Постриже́ние (по́стриг) - в исторических церквях символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзу́ру (от лат. tonsura - стрижка). В русской православной традиции аналогом тонзуры являлось гумёнцо (остриженная верхушка головы), которое, по словам Софрония, патриарха Иерусалимского, было символом тернового венца. В просторечии его называли "поповской плешью". Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей греческое название "скуфья". Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И "Скрижаль", изданная при патриархе Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо, как и раньше, продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как "венец Христов". Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику "клирическую тонсуру" исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. "Форма клира", по его словам, "состояла уже в ношении длинных волос". Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
"…протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос".
По мнению церковного историка Е.Е. Голубинского, "острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось … никак не менее, как до начала XVIII в.". По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего священников "с плешью". Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была окончательно оставлена, остается открытым.
Известно, что церковь канонична, то есть очень строго придерживается догм и правил. Что-либо просто так отменить или ввести невозможно. Вспомним проблему пальцев или перстов, порождённую Никоном. Так у тех же католиков тонзура была отменена папой римским Павлом VI только с 1 января 1973 года.
Что получается? Как видим, до XVII века православные священники носят одинаковую причёску с католическими священнослужителями - тонзуру или гумёнцо. Никакого расхождения в этом вопросе у них нет. Потом без видимой причины и неизвестно по чьёму предписанию тонзура-гумёнцо у православных попов и монахов исчезает, и никто ничего не знает и сказать не может. С чего бы?

тонзура, Россия, гумёнцо, XVI-XVII век, православие

Previous post Next post
Up