Поиски следов Усть-Омского острога не остановились на статейном списке Фёдора Байкова, а повели меня далее в царствование Михаила Романова, где, похоже, отыскался самый первый его след, с которого и началась вся последующая история. А предшествовали ему трёхлетние (1625-1628) сношения тарских воевод с калмыками-курчаками, со стоявшим во главе их "чёрным мужиком" Кексешом, которые вдруг прикочевали к верхним тарским волостям Барабе и Теренье, отняли зверовую добычу и бобровые речки, убили двух человек. Было этих калмык около 200 человек. В 1626 году послан был к Кексешу атаман Влас Колачников. На предложение атамана уйти с "государевой земли" Кексеш "учинился непослушен..., и его Власка лаял... и говорил... чтоб к нему вперёд не приезжали".
А тут новое известие: "Куян тайша перевёзся выше Оми за Иртыш и покочевал в Тунуской волости, а иные... многие тайши кочуют по Камышлову". Для оберегания Тунусской волости тарские воеводы нарядили туда голов Ивана Кокошкина и Андрея Кропотова, разрешив в случае необходимости "промышлять" над калмыками.
5 сентября получили на Таре отписку из Барабинского острога от атамана Поспела Голубина. Меж Омью и Чан-озером калмыки прогнали его людей и сами пришли к острогу, где вступили в бой со служилыми людьми. Хотя в этот раз калмыков отогнали, но в течение всего 1627 года на Тару идут сообщения, что калмыки разных улусов появляются в верхних (по Оми) волостях, намереваясь "кочевать промеж Чаны озера и Оми реки". Тарский сын боярский Ерофей Заболоцкий посланный удерживать калмыков и не позволять им кочевать на земле ясачных верхних волостей, вынужден был отступить перед людьми жены тайши Мангыта. А посланного к ней для переговоров Мишку Микитина с товарищами велела "перед собою бить и... ограбить, и они... у неё утекли ограблены донага".
В это же время другие многие тайши со своими улусами "хотели кочевать по Оми реке меж верхних волостей и Любы, и Туры, и Тураши, и Тунуса".
Посланный весной 1628 года из Тары за ясаком в верхние волости Тарского уезда Богдан Байкач, уступая требованиям ясачных людей, "вотчины" которых на Оми пограбили калмыки, ходил с ясачными людьми на калмыков. Ввиду отсутствия служилых людей Тобольск требовал от Тары не доводить дело до открытого столкновения с калмыками и действовать уговорами. И даже отписали в Москву, обвинив тарских служилых людей в совместных "воровствах" с татарами, которые громили калмыков, и в дележе добычи. И требовали ответа, ходил ли Богдан Байкач в поход "собою", или по челобитью ясачных волостных людей.
Переговоры, уговоры не приносили результатов. В 1628 году нападения калмыков на зверовые промыслы и рыбные ловли тарских ясачных людей продолжались. Калмыки грабили их, отнимали лошадей, котлы, платье, запасы, мягкую рухлядь, и кочевали теперь в тех местах, где тарские ясачные люди добывали ясачную казну и сами кормились. Нужно как-то было поставить этому предел. Единственным приемлемым решением являлось сооружение в удобном месте острога. Ещё в 1627 году вверх по Иртышу с целью проторить путь к соляным озерам из Тары ходил конный отряд казачьего головы Назарея Жадовского. Вернувшись, он писал в отчете: «На устье Оми острог поставить мочно. Место хорошо и лесу близко много». Тарские воеводы Ю.И.Шаховской и М.Ф.Кайсаров не могли принять самостоятельного решения и в Москву с их челобитной направляется тот же казачий голова Назарей Жадовский с казаками Бессонко и Учужниковым.
В Москве в ЦГАДА (ф. 214. Сибирский приказ, стб. 3, л. 154-156) хранится интересный документ в подлиннике следующего содержания:
1628 г. апреля 7 *. - Отписка тарских воевод Ю. И. Шаховского и М. Ф. Кайсарова о необходимости поставить острог на месте впадения р. Оми в Иртыш 1 для защиты от набегов ойратских феодалов
(* Датируется по отметке о подаче)
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русин холопи твои Юшка Шеховской, Михалко Кайсаров челом бьют.
В нынешнем, государь, во 136-м году Тарского уезда волостей твои государевы ясачные люди ездили на зверовые промыслы от Тарского города и от волостей в трех и в четырех днищах в розные места. И колматцкие люди их ограбили, лошади и котлы, и платье, и запасы, и мяхкую рухлядь, что добыли для твоего государева ясаку, поймали и кочюют блиско Тарского города на тех местах, где твои государевы ясачные люди добывают твою государеву ясашную казну и сами кормятца. И ясачные, государь, люди тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичи всеа Русии, бьют челом беспрестани, что у них колматцкие люди зверовые промыслы и рыбные ловли отняли, и им де вперед твоей государевы ясачные казны добывать и самим прокормитца нечем. А х колматцким, государь, людем посылаем отговаривать, чтобы они на промыслел твоих государевых, /л. 155/ ясачных людей не кочевали и твоим государевым ясачным людем тесноты не чинили. И колматцкие, государь, люди твоего государева указу не слушают и вперед, государь, для твоих государевых непослушников колматцких людей без острожку вверх по Иртышу быти не мочно.
А только, государь, укажешь вверх по Иртышу на Омском устье поставить острог и Тарской, государь, город и волостные места и ясачных людей зверовые промыслы и рыбные ловли от того острогу будут назади, а твои государевы верхние ясачные волости будут от того острогу не в далеке. И ис того, государь острогу твоим государевым служивым людем будет оберегать ясачных людей мочно. А от Тарского, государь, города Омское устье в пяти днищах, а судовым ходом вверх по Иртышу до Омского устья десять днищ. А в то б место твоих государевых служивых людей в Барабу 2 на береженье не посылать оберегать ясачных /л. 156/ людей от колматцких людей ис того острогу, потому что тарским служивым людем в Барабинском остроге нужа великая, запасов завести на год конми на вьюках не мочно, а водяного пути в Барабинской острог нет. А об Омском, государь, устье через Иртыш у колматцких людей перевоз. И как, государь, на Омском устье по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу будут твои государевы служивые люди, и колматцкие, государь, люди блиско к твоим государевым волостем кочевати не учнут. А как твои государевы служивые люди пойдут на Емаш озеро по соль, и в тот, государь острожек запасов привезут твоим государевым служивым людем на весь год, и о том нам, холопем своим, как ты, государь укажешь".
(На л. 154 об. отметка о подаче: 136-го (то есть 1628) апреля в 7 день подал отписку Тарсково города голова конных казаков Назарей Жадовской).
Итак, возможность существования в середине XVII века Усть-Омского острога начинает приобретать документальное подтверждение.