Есть своеобразная прелесть в том, чтобы вернувшись после полугодового деревенского уединения в город, не спеша пройти по его улицам, с удивлением отмечая, что за эти несколько месяцев бесследно исчез книжный магазин напротив "Кристалла", постоянным посетителем которого я был с августа 1968 года. Зато, в свою очередь, площадь перед бывшим ДК "Химик" украсил памятник Сергею Королёву.
Я думаю, что нет нужды здесь рассказывать, кто такой был Сергей Павлович Королёв. И появление его памятника на этом месте можно только приветствовать. Если кто не знает, я поясню: отсюда берёт начало проспект Академика Королёва, уходящий к Красноярскому тракту. И дело даже не в том, что поставили памятник лицу, именем которого названа улица. Это вам не маршал Жуков, ни дня не проведший в Омске, но заполучивший в свою честь и улицу, и памятник чуть ли не в самом центре города.
Пусть и не по своей воле и хотению, но была написана и омская страница в летописи жизни Великого Конструктора. И несмотря на все невзгоды, доставшиеся ему тогда, я почему-то полагаю, что она была всё равно не самой худшей. Да осуждённый, да заключённый, но не с тачкой и кайлом на магаданских приисках, куда он первоначально попал, а на авиационном заводе, сначала с Андреем Николаевичем Туполевым налаживал выпуск первых бомбардировщиков Ту-2, потом с В. М. Мясищевым участвовал в разработке дальнего высотного бомбардировщика ДВМ-102. Так что памятник Сергею Павловичу Королёву у нас бесспорно - к месту.
Но мне непонятно другое. Я прекрасно знаю, что такое Википедия и у меня нет никаких претензий к тому, что в размещённой там его биографии напрочь отсутствует какое-либо упоминание Омска. Но скажите, почему нельзя было на пьедестале памятника сделать краткую соответствующую надпись? Кто не давал?
Памятник Сергею Павловичу прост, лаконичен, какая-то критика в данном случае вряд ли уместна. Но вот в чём дело: на этом фото тот же омский памятник, только это не Омск, а Чебоксары. Так и хочется задать вопрос: найдите 10 отличий. Напрасно потратите время, если пьедестал не в счёт. Хотя есть у Чебоксар с Омском два различия по этому вопросу. Во-первых, как писала газета "Советская Чувашия": "Сергей Павлович ни разу не был в Чувашии и в Чебоксарах", а в Омске он жил (отбывал наказание) и работал. Во-вторых, и это второе, честно говоря, не в пользу Омска, памятник в Чебоксарах был открыт в 2011 году. Так что у нас, по большому счёту, получается чебоксарская копия. Попробовал кое-что выяснить через интернет. И вот что узнал: в Чебоксары памятник привезли из Краснодарского края, его автор - ростовский скульптор Сергей Олешня. В отношении омского памятника СМИ сообщили: бюст будет представлен в дар народным артистом СССР Василием ЛАНОВЫМ и Михаилом СЕРДЮКОВЫМ, руководителем проекта «Аллея Российской славы», и перевезен в Омск из Краснодарского края. Об авторе умолчали.
Но тут нечему удивляться. Уж такое сложилось своеобразное отношение в Омске к своему прошлому. Я на досуге решил посмотреть, например, что писали или пишут о Сергее Павловиче омские издания. Первой мне на глаза попала лихая статья "корифея омской журналистики", в том числе специализирующегося на историческом краеведении, Виктора Гоношилова. У него в тексте вдруг откуда-то появляется "министр обороны Михаил Тухачевский". Я бы ещё как-то понял, что автор просто забыл, что в те времена у нас не было министров, а были наркомы, но беда в том, что Тухачевский никогда не был и наркомом обороны. Но наш автор не останавливается, идёт дальше, утверждая, что единственной причиной смерти талантливого конструктора 14.01.1966 года явилось не тяжёлое заболевание, потребовавшее операции, а "сломаные на допросах и неправильно сросшиеся челюсти". Вот так, не больше и не меньше. Сведения о том, что у Сергея Павловича когда-то были сломаны челюсти, впервые обнародовал известный журналист Яков Голованов. Он выдвинул очень осторожную версию о том, что это могло произойти в ходе допросов, но сразу же однозначно заявив: "Нет в природе этих доказательств". А у нашего омского корифея от журналистики она, бездоказательная версия, превратилась в окончательный диагноз. Выходит не зря когда-то сказал один отечественный классик (не придираться - цитирую на память): "Беда, коль пироги начнет печи сапожник..."