Я никогда не был антисемитом и не являюсь таковым сегодня. Всегда считал, что для русских в России не существует так называемого «еврейского вопроса», но был, есть и будет требовать разрешения «русский вопрос». По-моему, именно он для нас и актуален, и злободневен. Тут даже не надо показывать пальцем в сторону пока ещё существующей Украины. А ещё один придурковатый депутат от имени России грозится встать на защиту братьев-сербов в Косово. Он, наверное, в школе пропустил урок истории о том, как в 1914 году император Николай II попробовал защитить этих братьев после убийства эрц-герцога Фердинанда в Сараево.
Но вернусь из балканской вотчины английских спецслужб к родным просторам. Чтобы не быть голословным о наличии именно русского вопроса в России, приведу типичный пример. Был такой еврейский поэт Иосиф Бродский. Первые тридцать два года прожил в СССР, последние двадцать четыре - как водится, в Соединённых Штатах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику - на английском. Все люди смертны. Помер и Иосиф Бродский, похоронили его, если не ошибаюсь, в Венеции. Это Италия. А в России последовала безудержная и безбрежная кампания по увековечиванию памяти «великого русского поэта». Всё перечислять не буду, дам только основное.
Во-первых, издательство «Пушкинский фонд» в Санкт-Петербурге издало его произведения в следующих объёмах:
1. Иосиф Бродский. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т / сост. Г. Ф. Комаров. - СПб.: Пушкинский фонд, 1992-1995.
2. Иосиф Бродский. Сочинения Иосифа Бродского: В 7 т / ред. Я. Гордин. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997-2001.
3. Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы: В 2 т / сост. и примеч. Л. Лосева. - СПб.: Пушкинский дом, 2011.
Но перечисленными двухтомниками, четырёхтомниками и семитомниками дело не ограничилось. Перечислю лишь самые знаковые, вынеся менее значимые за скобки. И так,
1) В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту Константина Симуна был установлен первый в России памятник Иосифу Бродскому;
2) В Москве на Новинском бульваре в 2011 году установлен памятник поэту скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Сергея Скуратова;
3) Имя «И. Бродский» носит самолёт A330 (бортовой номер VQ-BBE) компании Аэрофлот - Российские авиалинии (будет списан в 2020 году);
4) В декабре 2011 года во дворе дома № 19 по улице Стахановцев в Санкт-Петербурге был установлен памятный знак Иосифу Бродскому в виде огромного валуна из Карелии, на котором высечены строки из стихотворения «От окраины к центру»: «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок»;
5) 8 апреля 2015 года в восстановленной избе в деревне Норинской, где Бродский жил в ссылке, открылся музей;
6) 22 мая 2015 года в России вышла в обращение почтовая марка «75 лет со дня рождения И. А. Бродского», в дополнение к которой был отпечатан конверт с изображением дома-музея поэта в деревне Норинской;
7) 25 сентября 2015 года у корпуса № 1 Белгородского государственного национального исследовательского университета, на аллее Литераторов-нобелиатов, был открыт памятник Бродскому работы скульптора Анатолия Шишкова;
8) 27 января 2020 года в Санкт-Петербурге в здании доходного дома Мурузи на Литейном проспекте (в квартире, где в 1955-1972 годах жил поэт) был открыт музей Иосифа Бродского;
9) И, наконец, иноагент Андрей Макаревич написал песню «Памяти Иосифа Бродского».
А теперь сравним всё, даже не в полном объёме перечисленное, с тем, как была увековечена память действительно большого русского поэта и писателя Владимира Солоухина. Похоронен он был в родном селе Алепино Владимирской области, где в его доме только в 2021 году силами родных и близких был открыт мемориальный музей писателя. А в Москве на доме 23 по улице Красноармейской, где с 1962 по 1997 год жил писатель, установили мемориальную доску. А теперь про самый позорный факт, точнее, про позорное голосование большинства депутатов города Владимира (второй созыв), которые отклонили предложение установить в 1997 году всего лишь мемориальную доску с изображением В. А. Солоухина на фасаде здания авиамеханического колледжа - его будущий писатель окончил в 1942 году. Лишь спустя год и только следующий депутатский созыв восстановил справедливость. Доска, всего лишь доска была установлена.
В чём причина случившегося? Товарищи коммунисты составляли большинство владимирских депутатов и не могли простить умершему русскому писателю написанную им книгу о трагедии русского крестьянства «Читая Ленина». Кстати, она есть в моей библиотеке, как и остальные книги Владимира Солоухина. Замечательная книга. Судить можно, хотя бы по тому, как о ней отозвался известный нерусский человек Анатолий Собчак, грудью вставший на защиту В.И.Ленина в один ряд с владимирскими коммунистами и назвавший книгу «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:
«Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример - «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина».
Ладно, с Анатолием Собчаком понятно, его даже Википедия именует исключительно «советским», а не русским или российским общественным и государственным деятелем. Но владимирцы? Так поступить в отношении человека, прославившего владимирскую землю такой незаурядной книгой очерков, как «Владимирские просёлки».
Двадцать пять лет прошло, четверть века - и ни одного памятника действительно большому русскому писателю. Он же не Булат Окуджава и не Чингиз Айтматов, не Расул Гамзатов и не Абай Кунанбаев, не Янка Купала и не Тарас Шевченко, не Александр Солженицын и не Мстислав Ростропович. Всех, удостоившихся памятников в Москве, перечислять не буду - имя им легион. Я, например, ничего не имею против памятника Наталии Ильиничне Сац, как и всем перечисленным выше, наверное, заслуженные все лица. Все достойны памятников в столице России. Но вернусь к обозначенной мною дихотомии еврей Бродский - русский Солоухин.
Есть, конечно, любители, которые будут утверждать, что творчество Иосифа Бродского является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской культуры, учитывая то, что многие из его стихов написаны на русском языке. Аргумент, конечно, разящий наповал. Но есть одно «но». В Канаде вещает на русском языке сионистская радиостанция «Радио Вера Ванкувер», а в Израиле телестудия «Итон ТВ», где там и там трудятся бывшие наши сограждане. Но почему-то ни «Радио Вера Ванкувер», ни «Итон ТВ» никто не считает русским радио и русской телестудией. И вообще, чтобы окончательно закрыть вопрос о значении и месте в русской литературе Иосифа Бродского и Владимира Солоухина, достаточно провести самый простой эксперимент. Предложить испытуемому, конечно, с образованием не ниже среднего, а лучше с высшим, на одной половине листа написать названия тех произведений Иосифа Бродского, которые он помнит, а на другой половине - названия произведений Владимира Солоухина. Уверяю, что половина листа с фамилией Бродского останется девственно нетронутой, в отличие от противоположной. «Чёрные доски», «Мать и мачеха», «Третья охота», «Смех за левым плечом», «Капля росы» и так далее и так далее. Не всё, но что-то обязательно из произведений Владимира Алексеевича вспомнится. Да и как не вспомниться, если это родное, русское?
Я же в последнее время чуть ли не ежедневно вспоминаю, все сейчас надо мною засмеются, не Владимира Солоухина, а Корнея Чуковского. Читаю очередные новости, а сам себе бормочу под нос:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Почему-то именно эти строки так и лезут в голову при чтении новостей, когда после начала специальной военной операции на Украине потоком хлынули, преимущественно в землю обетованную, все эти кацы, шацы, екатерины шульманы и прочие андреи макаревичи, чётко и однозначно показав, кто они на самом деле. Как правильно сказала в одном из интервью ещё одна небезызвестная иноагент Тамара Натановна Эйдельман, а по совместительству «Заслуженный учитель России»: «Израиль всегда в нашем сердце». Поглядишь только на весь список иноагентов, ну прямо-таки все без исключения «властители дум». Сплошные гении и таланты. Честно говоря, очень удачный термин «иноагент» введён в наши словари. Я думаю, что он отлично заменяет тот, который фиксировался в Российской империи «Сводом законов о состояниях».
Коль я вспомнил об иноагенте Тамаре Натановне Эйдельман, то для полноты картины надо процитировать ещё одну не упомянутую мной строку о поуехавших из «Тараканища» Корнея Чуковского, состоящую всего из двух слов:
«А жаба на метле».
Другого сравнения мне просто не приходит на ум при чтении новых нетленных строк «Заслуженного учителя РФ», появившихся пару дней назад в Дзене:
«УРА! Я ЕДУ В ЛОНДОН!
Как же я люблю город Лондон… Сколько раз я водила по нему своих учеников, казалось бы, мог он уже надоесть, но это совершенно невозможно. Все равно есть места, где от счастья просто захватывает дух и слезы наворачиваются на глаза… Лежать на травке в Сент-Джеймс-парке и смотреть на пеликана…»
Честно признаюсь, что я очень рад за всех поуехавших иноагентов в целом и за иноагента Тамару Натановну Эйдельман в частности. Теперь никто не сможет им помешать «задыхаясь от счастья лежать на травке в Сент-Джеймс-парке и со слезами на глазах смотреть на пеликана». Единственное, о чём я жалею, так это о том, что Бог не даровал мне талант живописца. Обладай я таковым, как Васнецов или Репин, то обязательно бы на большом полотне изобразил возлежащую на травке в Сент-Джеймс-парке счастливого иноагента Тамару Натановну в обществе другого возлежащего и не менее счастливого иноагента, например, Александра Глебовича Невзорова, со слезами на глазах наблюдающих на, не являющегося в отличие от них иноагентом, Пеликана, хотя фамилия подходящая. А на заднем плане с гитарами одетые испанцами близнецы-иноагенты Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А вокруг Лондон. Картина маслом, как говорил один из киногероев. Покраше будет, чем «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» Василия Перова. Лепота!