Архаика Великой степи

Feb 21, 2022 15:25



Начну с утверждения самых банальных истин. Во-первых, земной шар богат на самые разнообразные ландшафты и климатические зоны. Во-вторых, они, в свою очередь, определяют менталитет, культуру и хозяйственную деятельность проживающего там населения. Меня, например, в этом убедила книга Василия Васильевича Радлова «Из Сибири. Страницы дневника», написанная известным тюркологом ещё в XIX веке после того, как он в течение нескольких лет объездил практически все тюркские народы азиатской части Великой Степи, забравшись на севере до тобольских татар, на востоке до татар Западной Монголии, на востоке до Среднего Зеравшана, а на юге до Иссык-Куля и Кульджи.

Но я сегодня не собираюсь рассказывать ни о Василии Васильевиче Радлове, ни об отдельных тюркских народах. Мой интерес связан с проблемами современного Казахстана - с его социумом и государством. Ведь не каждый день буквально у тебя под боком появляется суверенное государство у народа, никогда до этого не имевшего собственной государственности. Речь сейчас о казахах. Кстати, я не собираюсь вступать в дискуссию со «знатоками» истории, которые будут рассказывать сказки про монгольскую империю Чингис-хана или какой-нибудь Тюркский или Казахский ханства. Объяснение простое: во-первых, все эти «сказки» не имеют отношения к реальной истории, и, во-вторых, и это главное, не имеют отношения к данной статье.

21 ноября 2018 года была обнародована статья «Семь граней Великой степи». Автором был указан президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Она начиналась с утверждения: «Пространство - мера всех вещей, время - мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история». И по мнению автора: «И это правильный подход, позволяющий понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности». Кстати, сразу же отмечу, что Нурсултан Назарбаев нигде в статье не говорит о какой-либо древности государственности у казахов. Приведу его слова по этому поводу: «… большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации». Наличие протогосударственности ещё не свидетельствует о наличии государственности, поэтому вопрос о существовании казахской государственности до 1991 года можно считать закрытым и к нему больше не возвращаться.

Лично мне более интересны следующие утверждения из статьи «Семь граней Великой степи»: «… те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. … исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории».

А дальше идёт перечисление этих семи граней, на которых происходил этногенез казахов: 1. Всадническая культура;2. Древняя металлургия Великой степи; 3. Звериный стиль; 4. Золотой человек; 5. Колыбель тюркского мира; 6. Великий шелковый путь; 7. Казахстан - родина яблок и тюльпанов. Ни один из семи пунктов я оспаривать не собираюсь. Я даже полностью соглашусь с уважаевым Нурсултаном Абишевичем, что именно «… Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. … Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, … Мы не должны забывать о том, что вплоть до XIX века человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли». А также с тем, что «Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. … Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности».

Буду считать, что так в действительности и было. Было, но в такой глубокой древности, что даже профессиональные историки не могут договориться по датам. Предположим, что всё, сказанное Нурсултаном Абишевичем имело место быть одну тысячу, две тысячи или больше лет назад. В данном случае это не принципиально. Важно совершенно другое. Пусть действительно тысячу, две или три назад где-то в степи предки современных казахов впервые в истории человечества одомашнили лошадь. Замечательно! Только у меня один вопрос: каковы достижения казахов в племенной и селекционной работе с лошадями? Может кто-то ответит мне на этот вопрос?

Сам же я за ответом обращусь к всезнающему интернету. Забиваю в поисковик «Казахская лошадь породы» и получаю ответ: «Казахская лошадь (каз. Қазақ жылқысы)- местная степная лошадь, выведенная на территории современного Казахстана и разводимая в настоящее время в Республике Казахстан и прилегающих к ней территориях. История возникновения породы имеет древнее происхождение. Выведенная как верховая, вьючная и мясо-молочная. Эта порода имеет самостоятельное и древнее происхождение, испытала влияние других пород. Выведена в далёком прошлом племенами в настоящее время составляющими казахский народ. Лошадь была выведена как универсальная, она крупнее монгольской лошади, отлична под седлом, морозоустойчива, вынослива, быстро восстанавливается, легко переносит голод и жажду, неприхотлива и достаточно крупная, то есть больше мяса (выход мяса более 50 % от живого веса), а кобыла дает довольно много кумыса».

То есть, казахская лошадь - это продукт или результат естественной селекции, происходившей на протяжении тысячелетий практически без целенаправленного вмешательства человека. То есть, никто и никогда не ставил перед собой цель вывести породу лошадей, удовлетворяющую определённым качествам: беговым, скаковым и т.д. Что само собой разводилось, этим и довольствовались. Вот это и есть архаика. Самая настоящая. Я попробовал найти вообще какие-либо достижения Казахстана в селекции и племенном животноводстве. Увы, практически ничего. Для лошадей отыскал Кустанайскую породу, выведенную на русском севере Казахской ССР в 1951 году: «Костанайская порода лошадей - порода лошадей верхово-упряжного, верхового и степного типов. Выведена в 1951 скрещиванием кобыл казахской породы с жеребцами калмыцкой, донской, стрелецкой, орлово-растончинской, англоарабской и чистокровной верховой пород в Костанайском, Майкольском и Троицком (Россия) конном заводах».

Извините, но где вклад современного Казахстана? «Казахская белоголовая порода - порода крупного рогатого скота мясного направления. Выведена в Каз. ССР и РСФСР в 1932-1950 годах в условиях резко выраженного континентального климата скрещиванием коров казахской и частично калмыцкого скота с быками герефордской породы». Похоже, это тоже единственное достижение, относящееся к советскому периоду. Можно, конечно, ещё обратиться к баранам. Без шуток, действительно к настоящим баранам: «Эдильбаевская порода овец - это улучшение казахских курдючных овец, которых она на сегодня и представляет. Наиболее распространена в центральном и северном регионах Казахстана. Эдильбаевская порода овец относится к грубошерстным овцам мясо-сального направления. Как и все казахские курдючные овцы она наиболее приспособлена для кочевого отгонного овцеводства, которым занимались и до сих пор занимаются жители казахских степей».

А теперь для сравнения поищем в том же интернете «российские породы лошадей». Как все знают, Россия это в основном лесная и земледельческая страна и она не является родиной всаднической культуры. И что мы видим? «Башкирская лошадь; Битюг (порода лошадей); Будённовская лошадь; Владимирский тяжеловоз; Вятская лошадь; Донская лошадь; Кабардинская лошадь; Калмыцкая лошадь; Карачаевская лошадь; Кузнецкая лошадь; Нарымская лошадь; Новоалтайская лошадь; Орловский рысак; Приобская лошадь; Русская верховая лошадь; Русский рысак; Русский тяжеловоз; Советский тяжеловоз; Тавдинская лошадь; Терская лошадь; Якутская лошадь. А видим мы то, что наряду с архаичными породами естественной селекции присутствуют породы искусственной селекции.

Не в пользу Казахстана будет сравнение казахских и российских пород крупного рогатого скота и овец. Итоговый вывод как по коневодству, так и в целом по животноводству Казахстана, по-моему, однозначен. Архаичные породы естественной селекции. Поэтому современный Казахстан не экспортирует племенных животных, а завозит из других стран. И я не думаю, что даже в отдалённой перспективе Казахстан вдруг превратится в поставщика племенного скота, не смотря на то, если даже тысячу или пять тысяч лет назад впервые была одомашнена лошадь, корова или овца где-то в степи предками нынешних казахов. Но оставим гордых законодателей всаднической культуры и обратимся к их предкам, которые, как утверждает Нурсултан Абишевич Назарбаев, «постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса».
Если верить тем авторам, книги которых я читал, то издавна и практически до начала коллективизации в СССР в 1929 году казахи жили также как и их предки, занимаясь исключительно кочевым или отгонным животноводством. Вся казахская металлургия сводилась к работе кузнецов в примитивных кузницах. Ни заводов, ни фабрик, ни городов. Всё, что было построено в Казахстане до 1991 года - это дело рук Российской империи и Советского Союза. После 1991 года - результат деятельности иностранных компаний, разрабатывающих в суверенном Казахстане в основном горнодобывающие отрасли. На современных технологиях, но не казахстанских.

Сегодня суверенный Казахстан успешно проедает, во-первых, наследство Советского Союза, оказавшееся на его территории и в его юрисдикции, и, во-вторых, природные ресурсы, волею судьбы присутствующие в его недрах. Январские события 2022 года навряд ли остановят скатывание Казахстана в архаику. По-моему, единственным их результатом будет перераспределение денежно-финансовых потоков внутри казахстанской правящей элиты. Просто размер пастбища уменьшился, и возникла необходимость его передела. И этот процесс тоже сугубо архаичный. В точности такой же, как и остальные семь граней Великой степи.

Казахстан, Семь граней Великой степи, архаика, Великая степь, казахи, Нурсултан Назарбаев

Previous post Next post
Up