Тихвинка. Ликвидация кулачества как класса

Jan 19, 2021 18:33



Тихвинские поля. Поддуванное. Почва здесь очень хорошая и урожаи отличные. Всегда здесь хлеба сеяли. Они позволяли тем тихвинским мужикам, которые почитали своей главной обязанностью крестьянский труд, экономически прочно стоять на ногах. Отсюда до Тихвинки километра четыре. Вот только Тихвинки давно нет. Насчитывая в лучшие годы свыше тысячи жителей, она первой среди деревнь ближайшей округи исчезла с лица земли. Как будто её никогда и не было!

Первый удар по её благополучию нанесла всем известная коллективизация, обратной стороной которой было так называемое раскулачивание. Это даже сегодня энциклопедии стыдливо утверждают:" Раскулачивание (известно также как раскрестьянивание) - политика постепенного вытеснения капиталистических элементов в сельском хозяйстве и ликвидации кулачества как эксплуататорского класса (в марксистской терминологии), определяемого по признакам имущественного положения[2] и отношения к средствам производства и найму рабочей силы, проводившаяся большевиками в период с 1925 по 1932-й год в ходе коллективизации сельского хозяйства" (Википедия).

Очень показательная история приключилась со мной где-то лет двадцать назад. За праздничным столом собралось нас человек десять. Как водится, разговор шёл о том, о сём, пока каким-то образом не дошёл до бабушек-дедушек. И тут выявилась пикантная подробность: девять присутствующих оказались прямыми потомками раскулаченных бабушек-прабабушек и дедов-прадедов, и только один не имел таковых в роду, будучи внуком начальника райотдела НКВД. Так вот первые девять все имели высшее образование, за исключением внука НКВДиста, не сумевшего в своё время с трёх попыток поступить в институт.

Но я, кажется, отвлёкся. Вернусь к своей истории. Точнее, к тому, чем я потихоньку, не спеша занимаюсь. А занимаюсь я составлением истории своей семьи. И бОльшая часть этой истории связана с Тихвинкой, в которой родились и выросли мои отец и мама. И хотя я сам не являюсь ни уроженцем, ни жителем Тихвинки, но в силу вышеуказанной причины её история, её люди мне очень близки. Поэтому я не могу пройти мимо, если при изучении каких-то документов, книг, воспоминаний натыкаюсь на того или иного бывшего жителя Тихвинки. Таким образом идёт накопление довольно-таки интересного лично для меня материала. На их основе рождаются пока весьма краткие заметки.

Сначала процитирую до сих пор любимого многими "дедушку Ленина". Ещё 8 ноября 1918 года на совещании делегатов комитетов бедноты В.И.Ленин (он же Ульянов, он же Старик, он же Николай Ленин), заявил о решительной линии по ликвидации кулачества: "…если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист". Начну, наверное, с главного в нашей семье "мироеда", который, если верить вождю мирового пролетариата, в свои 68 лет только и мечтал о том, как вернуть царя и капиталистов.

Это мой прадед: Трифонов Александр Иванович. Родился в 1862 году. Уроженец деревни Богдановка Екатеринославской губернии. В 1895 году с семьёй переселился в Сибирь. Один из основателей и житель деревни Тихвинка Крутинского района Сибирского края. Русский, малограмотный, крестьянин-единоличник. Арестован 15 февраля 1930 года. Приговорен 19 апреля 1930 года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю по ст. 58-10 УК РСФСР к высылке на жительство в Туруханский край. Реабилитирован 25 апреля 1989 г. прокуратурой Омской обл. на основании Указа ПВС СССР. (Дело № П-9251). Учтен(а) в «Книга памяти Омской области «Забвению не подлежит». Том 8». Подробней об этом: Страницы моей родословной: Трифоновы https://alexa-bell.livejournal.com/165465.html

И так, моего прадеда Трифонова Александра Ивановича, в 1930 году, выражаясь языком песни Владимира Высоцкого:" ... два красивых охранника повезли из Сибири в Сибирь..." Не знаю, насколько красивы были охранники, но скажу одно - в них недостатка, похоже, не было. Потому что в это же самое время другие охранники "повезли из Сибири в Сибирь" свата Александра Ивановича.

Лисенков Кузьма Матвеевич. Возраст 67 лет. Уроженец деревни Богдановка Екатеринославской губернии. Место проживания Западно-Сибирский край, Омский округ, Крутинский район, Тихвинский сельсовет, деревня Тихвинка.
Приговор: выслан вместе с семьей в 1930 году на спецпоселение в пос. Верх-Васюган Нарымского края. Архивное дело ГАОО. Ф. 2998. Оп. 1. Д. 1, 3. Состав семьи: жена Аксинья Лукинична, 68 лет, сын Федор, 30 лет, сноха Матрена Александровна (дочь Трифонова Александра Ивановича), 30 лет, её дети: сын Александр, 10 лет, сын Кузьма, 8 лет, дочь Анастасия, 6 лет, сын Анатолий, 4 года, сын Дмитрий, 2 года. Источник: Крестьянская Голгофа. Книга памяти репрессированного крестьянства Омской области.

Видимо, тридцатилетняя Матрёна с пятью детьми возрастом от 2-х до 10 лет представляли исключительную опасность для Советской власти, что потребовалось их загнать в безбрежные топи Васюганских болот. Справка для самых умных, безоговорочно оправдывающих любые действия тогдашней власти: ни Александр Иванович, ни Кузьма Матвеевич не пользовались наёмным трудом и никогда батраков не держали. Если кто-то думает, что Александр Иванович Трифонов и Кузьма Матвеевич Лисенков были единственными "мироедами" (В.И.Ленин) на тысячу жителей Тихвинки, то, конечно же, ошибается.

В поисках других фамилий мне не надо долго ходить. Вот учились со мной в школе две мои одноклассницы. Одну звали Валя Дубровкина, а другую Галя Герасимова. Валя была дочкой Терентия Дубровкина, а Галя его внучкой. Сам же Терентий Семёнович (?) был из Тихвинки. Род тихвинских Дубровкиных (родные и двоюродные, дядья и племянники) или клан, как модно ныне говорить, был многочислен. И что же?

Дубровкин Дмитрий Петрович. Родился в 1873 году. Житель деревни Тихвинка Крутинского района Сибирского края. Русский, грамотный, крестьянин-единоличник. Арестован 15 февраля 1930 года одновременно с А.И.Трифоновым. Приговорен 19 апреля 1930 года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю по ст. 58-10 УК РСФСР к ссылке на жительство в Туруханский край. Реабилитирован 25 апреля 1989 г. прокуратурой Омской обл. на основании Указа ПВС СССР. (Дело № П-9251). Учтен в Книга памяти Омской области «Забвению не подлежит». Том 3.

Дубровкин Петр Дмитриевич, сын Дубровкина Дмитрия Петровича. Родился в 1905 году. Уроженец и житель деревни Тихвинка Крутинского района Западно-Сибирского края. Русский, грамотный, крестьянин-единоличник. Арестован через год после отца - 1 мая 1931 года. 7 июля 1931 года Омским оперсектором ПП ОГПУ по Запсибкраю дело по ст. 58-2-11 УК РСФСР прекращено за отсутствием состава преступления, из-под стражи освобожден. В соответствии с Законом РФ считается реабилитированным. (Дело № П-11451). Учтен в Книга памяти Омской области «Забвению не подлежит». Том 3.

Дубровкин Егор Степанович. Родился в 1899 году. Уроженец и житель деревни Тихвинка Крутинского района Западно-Сибирского края. Русский, грамотный, крестьянин-единоличник. Арестован 1 мая 1931 года. 7 июля 1931 года Омским оперсектором ПП ОГПУ по Запсибкраю дело по ст. 58-2-11 УК РСФСР прекращено за отсутствием состава преступления, из-под стражи освобожден. В соответствии с Законом РФ считается реабилитированным. (Дело № П-11451). Учтен в Книга памяти Омской области «Забвению не подлежит». Том 3.

Повезло мужикам, не подтвердилось их участие в вооружённом восстании. Иначе бы совсем по другому сложились их судьбы. По Петру Дмитриевичу Дубровкину я пока никакой дополнительной информацией не располагаю, зато знаю, как и где окончился земной путь Егора Степановича. Красноармеец Дубровкин Георгий Степанович, 1899 года, снайпер 155-й стрелковой дивизии погиб 14 августа 1943 года и был похоронен в пятистах метрах от окраины города Ахтырка Сумской области. В Тихвинке одной вдовой стало больше. Звали её Василиса Ивановна.

Вот так вот затронешь судьбу одного человека, а от него потянутся нити дальше, к другим, с не менее трагичной судьбой. Глядя на всё это - задумаешься, сам ли человек волен в своей судьбе или она жёстко предопределена независимыми от него обстоятельствами? Какая по большому счёту разница: ликвидируют ли тебя как кулака или ты будешь убит на войне. Там и там ты всего лишь маленькая бесправная пешка на большой доске истории.

Трифоновы, Лисенковы, деревня Тихвинка, Дубровкины

Previous post Next post
Up