У меня, как у всякого нормального человека, есть свои слабости. Одна из них - пристрастие к книгам. Я их не просто трепетно ранжирую по книжным полкам, но ещё и читаю. Приятно, что бы там не говорили, в поздний вечер удобно устроиться в старом насиженном кресле и на час-полтора погрузиться в придуманный кем-то мир. На этот раз, отложив в сторону аккуратные томики Николая Костомарова, я достал с полки семисотстраничное большеформатное "Время мира". Это третий том знаменитой работы Фернана Броделя о событиях мировой истории XV-XVIII веков. Два первых именуются соответственно "Структуры повседневности" и "Игры обмена". Приобретённые в начале девяностых и тогда же прочитанные они долго оставались невостребованными. Но тут, заинтересовавшись странностями русской истории этих же самых XV-XVII веков и, вспомнив, что у Броделя есть чуть ли не целая глава про Россию, я не спеша принялся перечитывать книгу.
И не пожалел. Умный мужик был этот самый Бродель. В своё время, говорят, произвёл целую революцию в исторической науке, предложив учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Кстати, чего напрочь лишены многие так называемые научные труды наших отечественных академиков от истории. Пишет вроде бы совсем обычные вещи, но давно известные события предстают неожиданно в совершенно другом свете. Например, сразу же становится ясной подоплёка чрезвычайной слабости государственной власти Речи Посполитой. Это когда паны-шляхта были всё, а король - ничто. Совершенно по-иному, в конечном итоге, заставляет Бродель смотреть и на нашу русскую историю, в том числе не только на так называемую киевскую и московскую, но даже на современную. И это несмотря на то, что автор, я напомню, писал о событиях XV-XVIII веков.
В основу своего исследования Фернан Бродель кладёт такое понятие, как мир-экономика. Понимая под этим всего лишь "экономически самостоятельный кусок планеты", "способный в основном быть самодостаточным". Такой, который способен быть органически единым. Так вот, по мнению автора, уже Московская Русь обладала всеми признаками самостоятельного мира-экономики, в то время, когда Речь Посполитая, не в обиду будет сказано полякам, представляла собой всего лишь маргинальную окраину Европейского мира-экономики. Про маргинальную окраину - это не я, а автор книги. Если вдуматься в то, что он написал, можно сделать для многих территорий и, соответственно, государств весьма печальные прогнозы.
Начну с того, что Бродель утверждает, что "миры-экономики существовали всегда, по крайней мере, с очень давних времён. Точно так же, как всегда, по крайней мере с очень давних времён, имелись общества, цивилизации, государства и даже империи". Интересно, не правда ли? Напомню, что мир-экономика - это не государство, а кусок пространства. Он может совпадать с территорией только одного государства, как было с Московской Россией, а может включать в себя десяток-другой, как, например, Европейский мир-экономика. У такого пространства есть достаточно чётко определяемые пределы, некий заметный экономически господствующий центр и экономическое и, возможно, политическое неравенство составляющих его территорий. Всё это варьируется, то есть изменяется очень медленно, а "связи, единожды установленные, сохраняются надолго".
Это очень важное утверждение. Можно росчерком пера перенести столицу государства, быстро изменить границы и даже принять новую религию, но чрезвычайно трудно заменить один мир-экономику на другой. Территории одного мира-экономики, оказавшиеся расчленёнными границами разных государств, всё равно будут долго "помнить" своё историческое единство, будут ещё долго тяготеть друг к другу. Я думаю, нет смысла пересказывать содержание книги Фернана Броделя. Перечисленные выше правила позволяют взглянуть на нашу родную историю с несколько другой, непривычной позиции. Например, на роль так называемой Киевской Руси в истории России. Что мы тогда увидим?
И так, перед нами XV век и пространство Восточно-Европейской равнины. На нём Русь или Руссия, или Московия, как с подачи поляков её именуют в Европе. Расположена в бассейне верхней Волги. Господствующий экономически и политически центр - Москва. В подчинённом положении, но периодически пытающиеся освободиться и убежать - экономически сильный Новгород и политически сильная Казань. Москва в основном воюет с Литвой, раздвигая свои пределы на запад. Осваивает силами Строгоновых Урал, совершает походы в Югру, строит крепости, удаляясь от Центра на Юг.
Москва осмысленно или стихийно, но формирует Империю. Иоанн III начинает потихоньку именовать себя Царём, а его внук Иоанн IV пытается добиться международного признания за собой этого титула. Для тех, кто не знает, тогдашний русский и славянский титул Царь соответствовал европейскому титулу Кесарь или Император. Императором себя провозгласит Пётр I только в конце первой четверти XVIII века, но Фернан Бродель без каких-либо сомнений считал полноценной Империей Россию уже XVI века. А где же наш знаменитый Киев, блиставший культурно, процветавший экономически и верховодивший политически над всей Русской Землёй чуть ли не на протяжении пяти веков, если верить нашим академикам и профессорам от истории?
В то время, когда Русь во главе с Москвой созидает одновременно собственный мир-экономику и Империю, так называемую Киевскую Русь вместе с Киевом мы находим сначала на задворках Княжества Литовского или Литвы, а потом Речи Посполитой. Если, по оценке Фернана Броделя, Польша в то время представляла собой маргинальную окраину Европы, единственная роль которой заключалась в снабжении этой самой Европы хлебом, то Киевщина без каких-либо натяжек была маргинальной окраиной или украйной уже Речи Посполитой. Не верите мне, книги Николая Ивановича Костомарова - пламенного патриота Украины - вам в руки. Ненька Украйна, где мечтой бесправного хлопа, гнущего спину на пана, было уйти в вольные козаки. И уходили. Массово. Если Москва, строила и строила Империю, то вся Украина если не бежала в козацкую Сечь, то мечтала об этом.
Русские казаки однозначно не ангелы были, но они за пятьдесят лет дошли от Тобольска до Охотска, покрыв суровую Сибирь-матушку вереницей острогов, приведя под руку Московского Царя многие народы и ещё большие пространства. В середине XVII века Ерофей Павлович Хабаров со своим отрядом вышел на Амур, схватившись с манчжурами за обладание великой рекой и остановившись на этом пределе, в последствии ставшем границей между двумя мирами-экономиками и двумя Империями. А что же делали в это время славные и чубатые украинские козаки?
Они дуванили добычу на майдане, либо натурально дрались в бесконечных спорах: под кого выгоднее лечь? Под крымского хана, под русского царя или остаться под польским королём? В конце концов и не сразу Украина пришла к России, но мало кто знает, что царя Алексея Михайловича очень долго пришлось убеждать в целесообразности "воссоединения" козачьей страны с Русской Монархией. Если посмотреть на XV и XVI века, то с удивлением обнаружим, что, оказывается, России не было никакого дела до Киева. До Казани дело было, до Астрахани было, до Ливонии даже было, а до Киевщины не было. Что же тогда получается? Если следовать правилам Фернана Броделя, установленным им для мира-экономики или для империи-экономики, то Киев с его так называемой Киевской Русью надо признавать чужеродным по отношению к Московской Руси.
Киев и так называемая Киевская Русь - исторически это часть, пусть самая окраинная или украйная, пусть маргинальная, но естественная часть Европейского мира-экономики. Чем она была во времена Речи Посполитой? Самым дальним зерновым придатком к Европе. Чем она мечтает стать сегодня? Членом ЕС, производящим для него сельскохозяйственную продукцию. Прошли века, но цивилизационный тренд не изменился. Любопытно, но весьма интересна история нынешней украинской промышленности. Оказывается, она в дореволюционный период создавалась русскими и иностранцами, рабочую силу приходилось искать и перевозить из России. Привет Донбасс и вся Новороссия! Украинцы, как правило, не работали на заводах, их было чрезвычайно мало среди промышленных рабочих. Подробные данные можно найти в работах ныне здравствующего доктора исторических наук Александра Владимировича Пыжикова.
Поэтому я нисколько и ничему не удивляюсь, глядя на незалежную Украину. Там всё происходит естественно и вполне закономерно. У нас разные цивилизационные тренды. Мы снова строим Империю, это, похоже, уже всем стало ясно, как внутри страны, так и вне её. А Киевская Русь мечется между американским и европейским панами, выпрашивает кредиты и успешно дуванит их на майдане, а также то, что осталось от промышленного наследия Советского Союза. Козацкая Сечь в современном обличье. Я, наверное, перехлёстываю, но, честно говоря, не вижу принципиальных отличий между картиной Репина "Запорожцы", она также известна под названием "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", и видиорядом с заседания Верховной Рады. Почти один в один. В этом нет ничего удивительного, если знать, что этюды к картине Илья Ефимович писал в станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии. Вечные запорожцы!
Я, наверное, пойду против течения, но нравится это кому-то или нет, считать русских и украинцев одним народом - это историческая ошибка. Это и очень аргументированно ещё в XIX веке доказывал Николай Иванович Костомаров. Интересующиеся и страдающие Украиной, читайте, пожалуйста, Николая Ивановича Костомарова! Мы в действительности два разных народа. Мы отличаемся по языку, по культуре, по менталитету. Но эти отличия, согласно Фернану Броделю, не являются сколько-нибудь значительными. По большому счёту они не имеют никакого значения перед одним и самым важным фактом: мы люди разных исторических миров-экономик. И изменить здесь что-либо трудно. Украинцы по случайному историческому стечению обстоятельств в XVII веке попали в пространство Русского мира-экономики и спустя триста лет в соответствии со своим цивилизационным трендом покидают его, возвращаясь на своё историческое место в Европейский мир-экономику.
Конкретно об этом Фернан Бродель не писал в своей книге "Время мира", этот вывод я сделал сам, читая его книгу перед сном. Сегодня перед Россией стоит глобальная цель - созидание Новой Русской Империи. У Украины иная задача - стать сельским хутором Европы. В этом нет ничего плохого или позорного. Мне нравятся живописные герои гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Это картины украинских XVII и XVIII веков. Но даже кузнеца Вакулу, способного на чёрте слетать за черевичками для Оксаны в Петербург, я не могу представить идущим по сибирским просторам встречь солнцу. Жил когда-то поэт, честно говоря, не очень-то известный. Звали его Пётр Степанович Комаров. Очень-очень давно я прочитал его стихотворение о русских землепроходцах и в память мне врезались строки, которые помню до сегодняшнего дня (цитирую на память):
Шли голодные, шли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть!