Экономическая реальность мира в последние десятилетия кардинально изменилась. Важная составляющая этих изменений состоит в том, что появились новые отрасли, в которых сравнительная роль разработки продукта по сравнению с его тиражированием стала намного выше. Софт, разумеется, классический пример, но далеко не единственный. В цене айфона, прямо
(
Read more... )
Вот только а с какой стати они за это потребление станут платить?
Reply
То, за что люди совсем не хотят платить, не выживает. За свои актуальные потребности люди платить обычно готовы. Не всегда готовы платить вульгарно в лоб, но сооружать для таких ситуаций обходные схемы бизнес уже навострился, а дальше будет больше.
Reply
PS: Почему кстати кинотеатры живут и попкорн - именно что "за информацию" денег не снять - а вот за нечто, связанное с материальными затратами можно.
Там же все просто - необходимое условие возникновения собственности - ограниченность ресурса и его изнашивамость. Попытки "навертеть" сверху - они до определенного момента работают - но при превышении лимита - все ломается.
Reply
А человеческий труд - тоже ограниченный ресурс.
Потом, "новая экономика", как я уже сказал, не сводится к производству битов. Да, Apple проще продавать айфоны, чем софт, который будет ставиться на телефоны сторонних производителей. Но эта "новая экономика" - потому что ресурсы на производство очередного экземпляра айфона по сравнению с той долей трудозатрат разработчиков, сидящей в его цене.
Reply
Reply
Да, лобовая плата за экземпляр ПО - часто не лучшая модель. Способы получения денег виртуальной экономикой могут быть очень разнообразны. Можно сделать бесплатную версию для всех, а потом за деньги доделывать функциональность специально для профессиональных пользователей (и тут бесплатные экземпляры - это реклама и обучение будущих клиентов, которые предпочтут заказать доработку в знакомом бесплатном продукте, чем заказывать новый продукт). Можно много чего еще придумать. Это детали, не влияющие на суть дела.
Reply
Но я еще раз говорю - виртуальный сектор имеет естественный ограничитель по "накруткам" относительно "реальной" базы - как только лимит превышается - начинают вылезать конкуренты, которые просто кормятся за счет того же например рекламного %.
. Можно сделать бесплатную версию для всех, а потом за деньги доделывать функциональность специально для профессиональных пользователей (и тут бесплатные экземпляры - это реклама и обучение будущих клиентов, которые предпочтут заказать доработку в знакомом бесплатном продукте, чем заказывать новый продукт). Можно много чего еще придумать
Тем не менее - доминирующий способ - "коммунистический" - когда каждый может делать с софтом "все что хочет" для собственных нужд, при условии, что он не может приватизировать свои и чужие наработки (смысл GPL именно в этом). Этого оказывается достаточно, чтобы выбить с рынка большую часть "денежных" альтернатив.
Reply
GPL - вещь, понятно где нужная. Если я - консалтинговая компания, которая внедряет новые бизнес-процессы в чужом бизнесе (не важно, реальном или виртуальном) и вместе с внедрением бизнес-процессов ставлю свое ПО, то мне не сложно ПО сделать бесплатным - кормлюсь я с консультирования и внедрения. Если формально объявив свое ПО бесплатным, я смогу взять кучу готового - ну да, я объявлю и возьму. Модель как модель. Ну и что?
Reply
Более того - с какого-то момента крупные корпорации (типа IBM, Google, и даже, как это ни смешно - Apple) это дело отрефлексировали и значительную часть софта изначально разрабатывают как бесплатные - потому что сингерический эффект от развитого пользовательски-разработчицкого community превышает все возможные выгоды от "продажи ПО".
Плюс к этому - оно вышибает с рынка потенциальных "коммерческой модели" игроков (сейчас кстати в большинстве случаев просто уже сама по себе угроза что в случае успеха софтины у нее в течение нескольких лет появятся бесплатные клоны, превентивно сдерживает инвестирование в эту модель)
Reply
Но если Вася заплатит официантке Маше, та - парикмахеру Пете, тот - массажистке Оле и только потом массажистка Оля купит реальный товар, то сумма дохода в сфере услуг уже может быть больше, чем в реальном производстве.
Reply
То что вы называете "новой экономикой" - это на самом деле просто "кустарная экономика" - когда отсутствует "эффект массового производства". Но в том и дело, что этот эффект никуда не денется - любая "сфера услуг", как только станет достаточно значимой на рынке будет рассмотрена крупным капиталом как потенциальный объект инвестирования и подвергнута "индустриализации" в том или ином виде.
В софте например это отлично видно - "квалифицированные ручные навыки" как только становятся массово востребованными - в течение нескольких лет оптимизируются и превращаются либо в неквалифицированный массовый труд, либо вообще в полностью автоматизированный или системы "сделай себе сам, и не насилую сервис"
Reply
И почему кстати не выжиывает - теже соцсети - именно случай того "за что люди не хотят платить", всякий public domain туда же.
Linux и прочее - никто же из потребителей не "платит". А оно не только живет - но еще и бурно развивается убивая коммерческий сегмент.
Reply
Про бесплатное ПО я ниже написал. Существует масса моделей, позволяющих встроить производство бесплатного для пользователя ПО в экономику.
Reply
Разумеется - и наилучшим из них на данный момент является GPL, смысл которой в том, что "можно все, кроме наращивая виртуальной составляющей" - в которой рыночная стоимость свободного ПО определяется трудовой стоимостью его использования (если использование ПО требует его создания/доработок - то и этим трудом тоже - но этот труд оплачивается однократно)
Reply
Reply
Число людей, зарабатывающих себе на жизнь работой с информацией в широчайшем смысле слова, а не прямым производством материальных предметов, растет
Да нет в информации ничего "особенного" (кроме неограниченной тиражируемости, исключающей серьезные накрутки на ее производстве). "Работа с информацией" ничем принципиально не отличается от "работы мельника с зерном". И там и там все решает стоимость средства производства + человеко-часы.
Характерно же что половину кэша киносети делают не с билетов, а с попкорна и кока-колы - потому как ну не состричь с информации много
Reply
Leave a comment