О "новой экономике"

Nov 20, 2014 19:01

Экономическая реальность мира в последние десятилетия кардинально изменилась. Важная составляющая этих изменений состоит в том, что появились новые отрасли, в которых сравнительная роль разработки продукта по сравнению с его тиражированием стала намного выше. Софт, разумеется, классический пример, но далеко не единственный. В цене айфона, прямо ( Read more... )

Leave a comment

kouzdra November 20 2014, 16:03:26 UTC
1. Рост новой экономики тесно связан с "виртуализацией потребления". Люди начинают потреблять все больше услуг и информации. Материальных предметов у наиболее процветающей части человечества в целом достаточно

Вот только а с какой стати они за это потребление станут платить?

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 16:06:45 UTC
Ну так уже платят. Прямо за информацию хотят платить не всегда, но косвенные модели в духе Google с контекстной рекламой отлично же работают.

То, за что люди совсем не хотят платить, не выживает. За свои актуальные потребности люди платить обычно готовы. Не всегда готовы платить вульгарно в лоб, но сооружать для таких ситуаций обходные схемы бизнес уже навострился, а дальше будет больше.

Reply

kouzdra November 20 2014, 16:35:37 UTC
Так в контекстной рекламе платят не за рекламу, а за материальную вещь. То есть все замыкается на состригание некоторого % с реальной классической экономики (так оно всегда так было)

PS: Почему кстати кинотеатры живут и попкорн - именно что "за информацию" денег не снять - а вот за нечто, связанное с материальными затратами можно.

Там же все просто - необходимое условие возникновения собственности - ограниченность ресурса и его изнашивамость. Попытки "навертеть" сверху - они до определенного момента работают - но при превышении лимита - все ломается.

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:00:27 UTC
Процент можно стричь и с реальной, и с виртуальной экономики. Рекламировать можно не только материальное.

А человеческий труд - тоже ограниченный ресурс.

Потом, "новая экономика", как я уже сказал, не сводится к производству битов. Да, Apple проще продавать айфоны, чем софт, который будет ставиться на телефоны сторонних производителей. Но эта "новая экономика" - потому что ресурсы на производство очередного экземпляра айфона по сравнению с той долей трудозатрат разработчиков, сидящей в его цене.

Reply

kouzdra November 20 2014, 17:06:18 UTC
Так обратите внимание - денег-то больше собирают на айфонах - а вот по количественному присутствию на рынке доминирует бесплатный андроид: по той простой причине что и плевать конкурентам на "99% виртуальной надбавки - нам и 1% на хлеб с маслом хватит". И айфон начинает вылетать.

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:15:25 UTC
Google, вообще-то, это корпорация. Причем очень успешная. Я не сомневаюсь, что ее руководство, разрабатывая бесплатный андроид, отлично знает, зачем это делает. Причем может объяснить акционерам, как это принесет им прибыль.

Да, лобовая плата за экземпляр ПО - часто не лучшая модель. Способы получения денег виртуальной экономикой могут быть очень разнообразны. Можно сделать бесплатную версию для всех, а потом за деньги доделывать функциональность специально для профессиональных пользователей (и тут бесплатные экземпляры - это реклама и обучение будущих клиентов, которые предпочтут заказать доработку в знакомом бесплатном продукте, чем заказывать новый продукт). Можно много чего еще придумать. Это детали, не влияющие на суть дела.

Reply

kouzdra November 20 2014, 17:17:55 UTC
Разумеется - знает. У них база прочная - рекламный % от продаж реальных товаров. В его рамках и крутятся.

Но я еще раз говорю - виртуальный сектор имеет естественный ограничитель по "накруткам" относительно "реальной" базы - как только лимит превышается - начинают вылезать конкуренты, которые просто кормятся за счет того же например рекламного %.

. Можно сделать бесплатную версию для всех, а потом за деньги доделывать функциональность специально для профессиональных пользователей (и тут бесплатные экземпляры - это реклама и обучение будущих клиентов, которые предпочтут заказать доработку в знакомом бесплатном продукте, чем заказывать новый продукт). Можно много чего еще придумать

Тем не менее - доминирующий способ - "коммунистический" - когда каждый может делать с софтом "все что хочет" для собственных нужд, при условии, что он не может приватизировать свои и чужие наработки (смысл GPL именно в этом). Этого оказывается достаточно, чтобы выбить с рынка большую часть "денежных" альтернатив.

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:43:01 UTC
Ну при чем тут GPL...

GPL - вещь, понятно где нужная. Если я - консалтинговая компания, которая внедряет новые бизнес-процессы в чужом бизнесе (не важно, реальном или виртуальном) и вместе с внедрением бизнес-процессов ставлю свое ПО, то мне не сложно ПО сделать бесплатным - кормлюсь я с консультирования и внедрения. Если формально объявив свое ПО бесплатным, я смогу взять кучу готового - ну да, я объявлю и возьму. Модель как модель. Ну и что?

Reply

kouzdra November 20 2014, 17:50:56 UTC
GPL нужна вовсе не для консалтинговых компаний (хотя для них тоже) - если я скажем разрабатываю новый процессор для мобильных телефонов - то мне куда проще и выгоднее использовать GCC и сделать доработки по его архитектуру (поделившись ими "со всеми"), нежели разрабатывать компилятор "с нуля" или заказывать его "специализированной фирме".

Более того - с какого-то момента крупные корпорации (типа IBM, Google, и даже, как это ни смешно - Apple) это дело отрефлексировали и значительную часть софта изначально разрабатывают как бесплатные - потому что сингерический эффект от развитого пользовательски-разработчицкого community превышает все возможные выгоды от "продажи ПО".

Плюс к этому - оно вышибает с рынка потенциальных "коммерческой модели" игроков (сейчас кстати в большинстве случаев просто уже сама по себе угроза что в случае успеха софтины у нее в течение нескольких лет появятся бесплатные клоны, превентивно сдерживает инвестирование в эту модель)

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:45:56 UTC
Накрутки ограничены на одной ступени. Возьмем не софт, возьмем сферу услуг. Если Вася трудится на заводе, то он потратит в ресторане не больше, чем на заводе заработает. Причем не все, что заработает, потратит.

Но если Вася заплатит официантке Маше, та - парикмахеру Пете, тот - массажистке Оле и только потом массажистка Оля купит реальный товар, то сумма дохода в сфере услуг уже может быть больше, чем в реальном производстве.

Reply

kouzdra November 20 2014, 17:55:33 UTC
Может быть - вообще говоря тут надо вспомнить про трудовую теорию стоимости. Которая и является подпором стоимости рыночной.

То что вы называете "новой экономикой" - это на самом деле просто "кустарная экономика" - когда отсутствует "эффект массового производства". Но в том и дело, что этот эффект никуда не денется - любая "сфера услуг", как только станет достаточно значимой на рынке будет рассмотрена крупным капиталом как потенциальный объект инвестирования и подвергнута "индустриализации" в том или ином виде.

В софте например это отлично видно - "квалифицированные ручные навыки" как только становятся массово востребованными - в течение нескольких лет оптимизируются и превращаются либо в неквалифицированный массовый труд, либо вообще в полностью автоматизированный или системы "сделай себе сам, и не насилую сервис"

Reply

kouzdra November 20 2014, 16:40:28 UTC
То, за что люди совсем не хотят платить, не выживает

И почему кстати не выжиывает - теже соцсети - именно случай того "за что люди не хотят платить", всякий public domain туда же.

Linux и прочее - никто же из потребителей не "платит". А оно не только живет - но еще и бурно развивается убивая коммерческий сегмент.

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:22:30 UTC
В соцсетях есть реклама. Есть игры, в которых платные бонусы, которые идут частью разработчикам игры, частью соцсети. Есть возможность сбора социологической информации для тех или иных дальнейших исследований. Ну, есть еще и представление о том, что если миллионы людей заходят на наш сайт и увидят то, что мы решим - это ресурс, который, наверное, как-то можно будет потом монетизировать, поэтому в него есть смысл вкладываться даже до понимания четких путей монетизации.

Про бесплатное ПО я ниже написал. Существует масса моделей, позволяющих встроить производство бесплатного для пользователя ПО в экономику.

Reply

kouzdra November 20 2014, 17:27:54 UTC
Существует масса моделей, позволяющих встроить производство бесплатного для пользователя ПО в экономику.

Разумеется - и наилучшим из них на данный момент является GPL, смысл которой в том, что "можно все, кроме наращивая виртуальной составляющей" - в которой рыночная стоимость свободного ПО определяется трудовой стоимостью его использования (если использование ПО требует его создания/доработок - то и этим трудом тоже - но этот труд оплачивается однократно)

Reply

alex_zakharov November 20 2014, 17:49:21 UTC
У меня о "лучшей модели" готового мнения нет, но это для моей темы вопрос глубоко второстепенный. Число людей, зарабатывающих себе на жизнь работой с информацией в широчайшем смысле слова, а не прямым производством материальных предметов, растет и, я уверен, будет расти. Как этот процесс будет оформлен, вещь сугубо второстепенная.

Reply

kouzdra November 20 2014, 18:03:51 UTC
"Лучшая" - в смысле наиболее эффективная в текущих рыночных условиях - она потому и оказалась успешной.

Число людей, зарабатывающих себе на жизнь работой с информацией в широчайшем смысле слова, а не прямым производством материальных предметов, растет

Да нет в информации ничего "особенного" (кроме неограниченной тиражируемости, исключающей серьезные накрутки на ее производстве). "Работа с информацией" ничем принципиально не отличается от "работы мельника с зерном". И там и там все решает стоимость средства производства + человеко-часы.

Характерно же что половину кэша киносети делают не с билетов, а с попкорна и кока-колы - потому как ну не состричь с информации много

Reply


Leave a comment

Up