Игра "Metro 2033" спустя четырнадцать лет

Mar 05, 2024 00:20

Война. Война никогда не меняется. В 2013 году в пламени атомного армагеддона старая жизнь превратилась в обугленные руины, продуваемы радиоактивными ветрами. От некогда прекрасной Москвы остались лишь покрытые льдом и смертью развалины, населенные рыщущими в поисках добычи мутантами. Но небольшая часть населения столицы смогла пережить падение ракет, укрывшись в самом большом противоатомном бункере на планете - московском метро. Те, кто в тот роковой день спешил на работу в вагонах подземки или неторопливо спускался по эскалаторам, стали основой новой, подземной цивилизации. Шли годы, станции обживались и превращались в города, а люди учились выживать и противостоять напастям, которые обрушил на них метрополитен - от общего износа всех систем, до появившихся кровожадных тварей, от зараженных излучением участков, до наполненных призраками и видениями туннелей. Но одна из самых необычных и страшных угроз пришла в метро со стороны ВДНХ - загадочные Черные, существа словно сотканные из самой тьмы и способные завладеть разумом людей. Чтобы спасти свою родную станцию от напасти, Артем отправляется за помощью в Полис - самое большое поселение метрополитена…



В основе игры «Metro 2033» лежит одноименный роман писателя Дмитрия Глуховского, довольно бережно перенесенный на экраны мониторов - приключения Артема были воссозданы близко к тексту, хотя и претерпели некоторые изменения для большей динамичности и зрелищности. Так как «Metro 2033» это шутер от первого лица, здесь приходится много и часто стрелять - арсенал оружия весьма разнообразен и любопытен. Например, самым популярным автоматом в мире бетонных пещер и тусклого света является маломощный, самопальный автомат - «Ублюдок», получивший свое название из-за частых поломок и заклиниваний в самое неподходящее время. Но местные умельцы могут предложить и нечто более элегантное, например пневматическую винтовку «Тихарь» или наследие киноэпохи - автоматический арбалет «Хельсинг». Несмотря на обилие средств умерщвления, разработчики предоставили игрокам возможность пройти игру практически не прибегая к убийствам - каждый из уровней, за редким исключением, можно преодолеть прячась в тенях, отвлекая врагов и выкручивая лампочки. Данная особенность значительно добавляет игре разнообразия, а игроку бросает определенный вызов и чем выше сложность, тем этот вызов интереснее.



Оружейка

Мир игры раскрывается последовательно и неторопливо - это сделано для того, чтобы незнакомые с первоисточником люди, смогли лучше понять его законы и кипящие здесь страсти. Книга Глуховского - мощная антивоенная фантастика, с вкраплениями едкой сатиры на вооруженные конфликты и их причины. Авторам игровой адаптации отлично удалось передать эти настроения - через дневниковые записи и диалоги сторонних персонажей, перед игроком разворачивается изъеденное молью полотно древней войны, совершенно ненужной и непонятной новому поколению, которое вопреки всему заставляют в ней участвовать. Война между коммунистами с красной линии и силами четвертого рейха - один из ключевых конфликтов этого мира - он мерзкий и отвратительный с обоих сторон, ведь уже непонятно кто тут прав, а кто просто жаждет крови и власти. Главное отличие «Metro 2033» от серии «Fallout», с которой иногда сравнивают эту игру - серьёзный, жестокий нарратив. В подземном мире нет места абсурдным историям и смягчающему юмору - только жесткая правда постапокалиптической жизни, со всей ее грязью, болью и безысходностью.

«Человек остался человеком даже после конца света. Он все также готов был грызть глотки своим собратьям из-за абстрактных идей… даже война, на которую я ехал теперь, была эхом какой-то древней войны между красными и фашистами. Человек не меняется…» (с) Из размышлений Артема между уровнями.

Несмотря, а скорее благодаря тому, что «Metro 2033» держится на ровных рельсах магистрального сюжета, разработчики не стали создавать сколько бы то ни было открытого мира, ограничившись довольно небольшими локациями. Но эти локации сделаны с невероятной любовью и детализацией, которой в год выхода игры похвастаться могли немногие: мрачные туннели, усеянные истлевшими телами заброшенные вагоны метро, обжитые станции и руины мертвого города наверху, в сочетании с великолепным саундтреком, смотрятся красиво и невероятно атмосферно даже спустя почти пятнадцать лет после выхода! Художники приложили огромные усилия, чтобы наполнить этот мир запоминающимися видами и деталями, которые будешь вспоминать и сравнивать с другими проектами, говоря - «А вот в Метро это было сделано лучше!». И нет, это не «слезы олдфага» - вдумчиво и внимательно пройти игру я смог только пару недель назад. Да и скриншоты говорят лучше, чем любые слова.



В таких живописных тоннелях проходит большая часть игры.



Эпизоды из жизни метро: мальчика нужно было нести на плечах отстреливаясь от подкрадывающихся мутантов.



Частично затопленные станции отлично подходят для рыбалки. На уровень радиоактивности рыбки уже никто не смотрит.



Свет кремлевских звезд, по легендам, может затянуть смотрящего в себя.



Библиотека им. Ленина. Внутри живут злобные библиотекари.



Родные, постапокалиптические, просторы.

А вот герои подкачали: в полной мере раскрыться не удалось никому из главных или второстепенных персонажей. К сожалению, Артем не получил диалогов и на протяжении всего приключения за него говорят другие - это сделано, чтобы создать иллюзию более глубокого погружения в историю, а игрокам было проще идентифицировать себя с ним. Для кого-то подобное, наверное, работает, но со времен молчаливого Гордона Фримена такой ход выглядит весьма спорно. Немного лучше получились глава «Спарты», суровый полковник Мельников и мистик Хан - задания с ними одни из самых интересных и запоминающихся. К счастью, к третьей части игры развитие характеров персонажей, как уже знакомых, так и новых, вышли совершенно на новый уровень, позволяющий проникнуться каждым членом отряда и переживать за их судьбу.



Полковник Мельник



Кто-то /жмет плечами/

Так как же играется «Metro 2033» в 2024 году? Когда-то, в далеком 2010 году я написал в отзыве: «игра оказалась очередным отечественным выкидышем» и еще шесть минусов, которые сейчас превратились в несомненные плюсы и вызвали искренний восторг. Так же моей рукой было подписано «я не вижу для себя смысла доигрывать ее до конца» - а теперь я прошел на платину две части и приближаюсь к тому же в триквеле. Тогда, я совершенно точно не видел всех смыслов и идей, заложенных Дмитрием Глуховским в своем романе и реализованных в виде компьютерной игры. Да и сам роман, прочитанный после ознакомления с игрой, не доставил мне какого-то удовольствия… в отличие от его чтения сейчас. Я очень надеюсь, что за эти годы действительно вырос…





Итог: 7\10 - отличный шутер с густой атмосферой и интересными идеями.

РroИграно

Previous post Next post
Up