"Мастер и Маргарита"

Jan 31, 2024 00:31

На дворе тридцатые годы прошлого века. Молодая страна активно отстраивается, "стальным кулаком, да черным воронком" загоняя своих граждан в нужные идеологические рамки, желая полностью искоренить индивидуальность и любое инакомыслие. Так, молодой, преуспевающий писатель-драматург в одночасье оказывается выброшен за пределы знакомого и любимого им мира: спектакль по его произведению отменяется в день премьеры, а напечатанный тираж пьесы изымается из продажи. Люди, которые еще вчера клялись в вечной дружбе и поддержке - не подают руки и избегают встреч. В этот непростой период он знакомится с Маргаритой, которой суждено стать его музой и любовью. Писатель рассказывает ей о задумке написать роман, действующими лицами которого оказались бы знакомые ему люди, а главная роль была отведена загадочному иностранцу, которого он повстречал на московских улицах. Чем дальше продвигается работа над произведением, тем сильнее размывается грань между реальностью и вымыслом и тем сильнее они переплетаются друг с другом.



Покупая билет на новую экранизацию культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» я опасался получить очередной фильм со всеми хроническими болезнями отечественного кинематографа. Были все предпосылки говорящие о том, что фильм окажется очередным «Викингом»: финансирование из «Фонда Кино», дважды меняющееся название и смена режиссера т.е. очень дорогим, невероятно глупым и скучным продуктом своего времени. И какого же было мое удивление, когда спустя почти три часа я, в молчаливом восторге, смотрел на бегущие титры понимая, что увидел потрясающей красоты и качества кинокартину!

Осознавая, что уместить огромную книгу в три часа экранного времени невозможно, да и не нужно, сценаристы в лице Романа Кантора и Михаила Локшина рассказали знакомую историю с другого ракурса. В этом мире Мастер уже написал своего «Пилата», за что поплатился карьерой и социальным статусом, но это дало толчок к написанию главного романа его жизни. Это и, конечно, Маргарита. Как глава за главой слова ложатся на бумагу и роман обретает форму, так зритель сцену за сценой видит приключения героев - вот трамвайчик и голова Берлиоза, вот Иван Бездомный бежит за таинственным Консультантом, вот сеанс черной магии в театре-варьете, вот… и в это же время Мастер проводит время с Маргаритой, рассказывая ей свою историю, а вокруг них кипит обычная жизнь. Ну, или почти обычная.





То, какой получилась Москва в экранизации, заслуживает отдельных слов. Здесь тихие улочки соседствуют с монументальными строениями сталинской архитектуры, выполненными в духе ретро-футуризма, давящие своей серой тяжестью на яркий мир вокруг. Они словно министерство правды хищно следят за всеми, чтобы отловить и упечь в лечебницы еще способных жить и думать не по указу партии людей. А где-то на окраинах города стоят такие же, пропитанные гигантизмом и серостью, дирижабли, обещающие лучшую жизнь там, куда они направляются. Считаю это потрясающей находкой и очень смелым шагом авторов картины, показать гнетущий мир еще и таким образом.



Это концепт, а не итоговый кадр из фильма.

Под стать декорациям получались и герои - яркие, невероятно харизматичные и точно попадающие в своих героев. Евгений Цыганов блестяще исполнил роль Мастера, а Юлия Снигирь прекраснейшая и убедительная Маргарита. Евгений и Юлия являются мужем и женой в реальной жизни, возможно в этом причина фантастической химии между персонажами и нет никаких сомнений в непобедимой силе их любви. Но главная звезда, полностью перетягивающая на себя внимание и зрительскую любовь, исполнитель роли Воланда - Аугуст Диль. Не спроста в какой-то момент фильм хотели назвать «Воланд»! В каждом кадре, каждом эпизоде он источает темную, демоническую харизму, хитрость и коварство существа из другого мира. Выбор Аугуста на роль Воланда это попадание из серии, когда Хит Лэджер стал Джокером - отныне все вариации и воплощения персонажа будут сравнивать именно с ним. И, конечно, не могу не отметить мэйкуна Кешу, исполнившего роль починяющего примус Кота Бегемота - усатый дьявольски хорош!







По моему мнению, фильм Михаила Локшина - жемчужина российского кинематографа, прекрасная и недостижимая для абсолютного большинства отечественных режиссёров и сценаристов. Это очень качественная экранизация (пусть с вольностями и неизбежными сокращениями), выполненная на высочайшем эстетическом уровне (я очень хочу артбук по этому фильму), способная увлечь и погрузить в себя на без малого три часа, что пролетят словно шелест перелистываемых книжных страниц. Фантастическая операторская работа, чудесные актеры, красивые, качественные эффекты (локация в которой проходит бал - что-то невероятное) и смелый подход к интерпретации романа, а также показанному окружающему миру, делают «Мастера и Маргариту» незабываемым кинематографическим опытом, за повторением которого я еще обязательно вернуть через некоторое время.

Итог: 10\10 - идеальный фильм!

РroСмотрено, geek

Previous post Next post
Up