После серии глобальных ядерных ударов мир превратился в безжизненную пустыню. Лежат в руинах города Америки, а по выжженной огнем и радиацией земле странствует зло - человек с алым глазом и тысячей лиц, стремящийся уничтожить последние крупицы добра и красоты, что ещё остались в этих умирающих землях. Его главная цель - хрупкая девочку по имени Сван, единственная в ком есть сила жизни, способная пробудить мертвую планету. Но даже в непроглядной тьме конца времен находятся смелые и отважные люди, готовые встать на защиту ребенка и отдать жизнь за осколки этого мира…
Книга «Лебединая песнь», великолепного американского писателя Роберта Маккамона, первоклассный постапокалиптический роман с примесью мистики, толикой волшебства и бесконечной жестокостью. Писатель скрупулезно и правдиво выстраивает мир своего романа, уделяя внимание предпосылкам начала глобального ядерного конфликта и заставляя героев метаться в страшных сомнениях: «Что, если мы ошиблись?» - задается вопросом человек, понимающий что его приказ к запуску ракет, уничтожит мир. «Что, если они нанесут первый удар?!» - вопрошает его советник. Крайне интересно выписано начало катастрофы, которое можно наблюдать с нескольких точек по всей территории США: здесь и плавящиеся от атомного пламени небоскребы Нью-Йорка, и опаленные взлетающими ракетами кукурузные поля Канзаса, и обманчивая безопасность бункера глубоко в горах.
«Глядя по сторонам, она увидела весь масштаб катастрофы: от Центрально парка осталось несколько деревьев, на протяжении всего того, что было когда-то Восьмой авеню, бушевали пожары, похожие на кроваво-красные рубины за занавесью дыма. На востоке не осталось даже признака Рокфеллеровского центра или вокзала Гранд-Сентрал, только обвалившиеся конструкции, торчавшие, как гнилые зубы. На юге исчез небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг, а на месте Уолл-стрит танцевала воронка смерча. Груды сплошных завалов на западе шли до самого Гудзона».
«Зашипев, как бекон на сковороде, появилось огненное копье. Оно взлетело на несколько сот футов, развернулось, описав эффектную дугу, и, взяв курс на северо-запад исчезло в мареве. Примерно полумилей дальше из-под земли вырвалось другое огненное копье и последовало за первым. Чуть поодаль взлетели ещё два. В считанные секунды они исчезли из вида. Их пылающие хвосты оставляли глубокие отпечатки на сетчатке глаз Джоша. Кукуруза горела, и горячий ветер, поднятый огненными копьями, сдувал пламя в сторону заведения Поу-Поу».
Большая часть романа так или иначе посвящена выживанию героев в разрушенном мире. Маккамон жестко и без прикрас выписывает жизнь, где бутылка чистой воды стоит дороже бриллиантов, людей от одичания отделяет лишь запас пищи на несколько дней, а поднятая взрывами взвесь из пыли и пепла окутала планету сплошной пеленой, закрывшей доступ теплу и солнечному свету. Все катаклизмы, а также проблемы, вызванные полным отсутствием цивилизации, описаны крайне живописно - читатель вместе с героями будет страдать от пронизывающего холодного ветра, и ловить толику тепла от тлеющих углей костра. Язык автора и работа переводчика вызывают восхищение от каждой прочитанной страницы.
Под стать миру и населяющие его персонажи - если в первой половине романа мы видим обычных выживших, ставших мародерами и готовых убивать за банку собачьих консервов, то ближе к середине начинают появляться крайне интересные персонажи и фракции. Их лидеры ярки и харизматичны: одни ищут бога (в прямом смысле), другие стремятся создать на территории бывших США страну, вдохновленную Третьим Рейхом с идеальными людьми и огромной тюремной зоной. А кто-то просто получает удовольствие от безнаказанности, устраивая игры в духе «Бегущего человека».
«Когда-то у меня была собака по кличке Иисус. Я распял ее, но она не воскресла. Прежде чем умереть, пес рассказал мне, что надо делать с теми людьми, которые живут в кирпичных домах. Надо отрывать им головы».
Главные герои тоже удались - у каждого из них своя отлично проработанная предыстория и интересная квестовая линия. Парой штрихов Роберт Маккамон дарит читателю друзей, за которых тот будет переживать все восемьсот с лишним страниц убористого шрифта и с которыми не захочет расставаться в финале. Я считаю, что именно в создании характеров героев и кроется истинное мастерство писателя и Роберт справляется с этим более чем на отлично. От могучего Джоша, до хрупкой Сван, от безумного Альвина и мерзкого Роланда, от верного Мула и храброго терьера - все герои прекрасны, глубоки и интересны.
«Лебединую Песнь» - часто сравнивают с романом Стивена Кинга «Противостояние», и я тоже не смогу обойти это стороной. Кроме глобальной катастрофы и сопутствующих злоключений героев, эти два произведения объединяет небольшое мистическое допущение, а также «черный человек» желающий покончить с остатками человечества. И там и там этот мотив выписан изящно и красиво, и выбирать кто раскрыл тему лучше - совершенно не хочется. Зло Маккамона не такое абсолютное, как зло Кинга и в какой-то момент даже кажется, что с ним можно договориться, но это зло более мерзкое и более жуткое, потому что оно представлено существом куда реальнее, чем зло Короля ужасов. Поэтому если вам понравилось «Противостояние», я крайне рекомендую прочесть «Лебединую песнь», также это работает и в обратную сторону.
Итог: монументальный роман с прекрасно выписанным, густым постапокалиптическим миром, безупречной атмосферой безысходности и проработанными персонажами. Пожалуй, именно такую историю в антураже глобальной катастрофы я всегда хотел прочесть. Однозначно рекомендую к прочтению.
Оценка: 9\10