Так как есть различные представления о том, как работает Серпентинит и препараты на его основе, решил написать свое видение, подкрепленное научными исследованиями.
Например Серпентинит входит в состав от Супротека, Хадо, Cephex, ГМТ и ГТМ, Митилита и многих подобных трибопрепаратов.
Начну с того, что сам по себе серпентинит является отвратительным модификатором трения, в классическом понимании этого термина.
Несмотря на слоистую структуру, ввод Серпентинита в количестве 1 г на 1 кг масла приводит к ухудшению трибологических показателей этого масла. Сей факт был установлен при проведении лаб испытаний в НАМИ Хим на ЧШМТ, исследования проводилось под руководством Михаила Глухова. При вводе Серпентинита увеличивалось и пятно износа, ухудшился индекс задира и снижалась нагрузка сваривания.
Из этого я сделал простой вывод - серпентиниты можно добавлять только в очень небольших количествах и желательно не давать высоких нагрузок в период обработки.
Второй, но гораздо более важный вопрос - а что же тогда происходит при вводе серпентинитов в масло.
Еще в 90х годах было проведено глубокое научное исследование вопроса. По результатам, в 2003 году вышла научная статья, соавторы Волков, Павлов, Топоров, Щёголев, Лознецова:
"Трибомодификаторы на основе природных силикатов", опубликовано в журнале "Эффект безызносности и триботехнологии", ISSN 0869-4540, стр 45-49.
Что бы не было сомнений - привожу скан обложки, скан самой статьи меня попросили не публиковать правообладатели.
В этой статье подробно описывается как процесс тестирования, так и результаты, что происходит при вводе Серпентинита в масло в парах трения.
Главный итог исследования
Ввод Серпентинита снижает износ деталей.
Пленка образовавшаяся в результате ввода Серпентинита, вообще не содержит элементов, входящих в состав минерала и поверхности, на которой образовалась.
То есть Серпентинит не является строительным материалом!
А из чего же состоит пленка?
- УГЛЕРОД - 74 атомарных %
Именно образование алмазоподобного углеродного покрытия является следствием ввода Серпентинита, именно эта поверхность обладает низким коэффициентом трения, а не сам серпентинит, который относительно быстро выводится из масла.
Даже Супротек в своих публикациях напрямую указывает, что основной элемент, из которого состоит формируемое им покрытие - углерод.
Есть интересный номер журнала "Automotive Lubricant Testing and Additive Development" ASTM Stock Number: STP1501
На страницах 79-90 (полную версию статьи см под спойлером) работа китайских и американских исследователей на тему Серпентинита, как основного компонента ремонтно-восстановительного состава.
Статья называется "Mechanochemical Additive-Assisted Reconditioning Effects and Mechanism on Worn Ferrous Surfaces"
Сразу отмечу, что журнал от 2008 года, список используемой литературы еще древнее.
Процесс образования защитно-восстановительного покрытия назвали "карбонизация и графитизация"
Изображение железной пластины, покрытой защитным слоем и поэлементный анализ этого слоя.
Если с составом защитного слоя все ясно, то пора перейти к более детальному рассмотрению пространственного строения покрытия.
Для этого обратимся к
исследованиям Сергея Смирнова Толкатель после обычного масла:
Толкатель после обработки:
"Таких поверхностей у обычных гидриков просто не бывает - 13-14 класс чистоты против 8-9."
----
Защитное покрытие значительно сглаживает неровности металла, при этом внедряясь в поверхностный слой.
В отличии от простого напыления, защитное покрытие, полученное путем введения Серпентинита прочно связывается с металлической подложкой, проникая и усиливая ее прочность.
Никакого отслоения такой структуры в принципе не может произойти, только если отколется вместе с куском металла.
Так же, применять к серпентинитам выводы исследований на тему ультрадисперсных растворов - не верно, так как сами серпентиниты не являются модификаторами трения, они выступают лишь как вещество запускающее процесс формирования алмазопододного покрытия, причем в крайне малых концентрациях, не способных принести современному мотору какой либо вред, что проверенно неоднократно на сотнях моторов, в том числе и на своем.
Причислять Серпентинит к слоистым модификаторам, только смотря на строение - ошибочно. Основной эффект происходит за счет формирования слоя из углерода, а не за счет слоистой структуры.
Прочность создаваемой поверхности.
Ниже результат исследования детали, прошедшей обработку препаратом, содержащим Серпентинит, причем часть детали была обработана, а часть нет.
Деталь отдали без какого либо указания, что на была чем то конкретно обработана, тестирование проводилось вслепую:
Подведу итог.
По результатам научных исследований препараты, содержащие Серпентинит способны запускать в двигателе процесс образования защитного покрытия.
Это покрытие состоит не из самого Серпентинита, а из углерода.
Покрытие износостойкое, скользкое и очень прочно удерживается за поверхность детали.
"Mechanochemical Additive-Assisted Reconditioning Effects and Mechanism on Worn Ferrous Surfaces"