"Систематическая ошибка выжившего",
Открытая венгерским математиком Абрахамом Вальдом,
Свидетельствует, что ценятся превыше всего
Чёрно-белые факты, а не информационная смальта.
Возникает случайность переиначенная,
Как окружающего мира набросок первичный, эскизный,
В котором есть и черты, и детали схваченные,
Но который имеет мало общего с настоящей жизнью.
2020
------------------------------------
Из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE Системати́ческая оши́бка вы́жившего (англ. survivorship bias) - разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») - практически нет, в результате чего исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших».
<...>
Во Вторую мировую войну венгерскому математику Абрахаму Вальду, работавшему в нью-йоркской лаборатории SRG, поручили найти решение важной задачи. Не все американские бомбардировщики возвращались на базу. А на тех, что возвращались, оставалось множество пробоин от зениток и истребителей, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше в топливной системе и намного меньше - в двигателе. Значило ли это, что в пробитых местах нужно больше брони? Вальд ответил: нет, исследование как раз показывает, что самолёт, получивший пробоины в данных местах, ещё может вернуться на базу. Самолёт, которому попали в двигатель или бензобак, выходит из строя и не возвращается. Поскольку попадания от вражеского огня на самом деле (в первом приближении) распределены равномерно, укреплять надо те места, которые у вернувшихся в массе наиболее «чистые».
<...>
This entry was originally posted at
https://alex-vinokur.dreamwidth.org/676216.html. Please comment there using
OpenID.