Про выделенные полосы для автобусов

Oct 06, 2011 23:26

Оригинал взят у autofury в Про выделенные полосы для автобусов
Возьмем дорогу шириной в 3 полосы (в каждую сторону). В конце дороги светофор, режимом работы которого собственно и определяется пропускная способность дороги, т.е. поток или средняя скорость движения. Мы хотим определить, как изменится полезная нагрузка дороги, то есть количество перевозимых на определенное расстояние людей, при замене 1 обычной полосы на выделенную полосу для автобусов. Например, сколько человек в конечном итоге успеет проехать на зеленый сигнал светофора в одном и в другом случаях.

Цифры:
Габариты типового легкового автомобиля - 2х5 метров. С учетом интервала и дистанции на дороге он будет занимать 2,5х7 метров
Типовой автобус - 2,5 на 12 метров. С учетом интервала и дистанции - 3x14 метров
Ширина полосы на дороге по ГОСТу составляет не менее 3 метров (допускается 2.75 с определенными ограничениями).
В каждом автомобиле в среднем находится 1,5 человека (при максимальной вместимости 5)
В каждом автобусе в среднем находится 30 человек (при максимальной вместимости 100).
Средняя скорость движения "пробки" = 10 км/ч.

Чтобы проехать на зеленый светофор (полностью через стоп-линию), машина должна полностью переместить себя, т.е. проехать расстояние, занимаемое ей на асфальте с учетом габаритов и дистанции. При скорости 10 км/ч собственные 7 метров машина проедет за (0,007/10) = 0,0007 часа, или 2,5 секунды. Автобус, который в 2 раза длиннее, в тех же условиях проедет за 5 секунд. Напомню - каждый едет в своей полосе.

Итого в каждой полосе за 2,5 секунды будет проезжать 1 машина, т.е. (1/2,5) = 0,4 машины/секунду. Или 1 автобус за 5 секунд, т.е (1/5) = 0,2 автобуса/секунду.

В пересчете на людей мы получаем для машины: 0,4*1,5 = 0,6 человека/секунду. Для автобуса: 0,2*30 = 6 человек/секунду. То есть, заменив одну "общую" полосу специальной полосой для автобусов, мы получим десятикратное - с 0,6 до 6 человек/секунду - увеличение пропускной способности. Отлично?

Если бы. Ибо это исходя из условия, что автобусы едут непрерывно один за другим - каждые 5 секунд проезжает 1 автобус. Кому-то это кажется реалистичным? Думаю, нет. Думаю, что более реалистичной (хотя все равно неправдоподобной) будет оценка 1 автобус в минуту - т.е. в 12 раз реже. А значит, и поток у нас будет в 12 раз ниже - не 6 человек/секунду, а всего лишь 0,5 человека/секунду.

Постойте, но ведь это _меньше_, чем проезжает по "обычной" полосе на автомобилях!

То есть, заменив обычную полосу на автобусную, мы СНИЗИЛИ пропускную способность дороги. Среднюю - не именно для автобусов, а среднюю пропускную способность. Теперь посмотрим, как изменится пропускная способность общественного транспорта.

Если мы заменяем общую полосу на автобусную, то какой-то % автомобилистов, возможно, пересаживается в автобусы. Допустим, это сделала ровно треть автомобилистов. То есть, раньше они стояли в своих машинах и занимали в пробке целиком полосу - а теперь вместо них "пустая" автобусная полоса, а сами они внутри автобусов. Считаем, как изменилась загрузка автобусов:
- была полоса дороги длиной 700 м, где стояло ровно 100 машин, в каждой по 1,5 человека - 150 человек
- автобусы у нас едут с интервалом 1 минута при скорости 10км/ч, это примерно 167 метров/минута
- т.е. на полосе длиной в 700 метров поместится 4,19 интервалов между автобусами, а значит самих автобусов будет 5
- то есть в каждый автобус добавится по 30 человек, что увеличит пропускную способность _автобусов_ на 0,5 человека/секунду

Теперь внимание. Суммируем выводы:
1. ОБЩАЯ пропускная способность дороги в результате введения автобусной полосы СНИЗИЛАСЬ
2. Пропускная способность автобусов возросла, но - внимание! - не за счет возросшей скорости их движения (как нас пытались убедить, аргументируя необходимость создания автобусных полос), а за счет УПЛОТНЕНИЯ людей в самих автобусах.
3. Главное. Кто-то в мэрии Москвы, в департаменте организации движения и прочих организациях, которым ПОЛОЖЕНО это делать, делал похожие расчеты перед введением автобусных полос на улицах? Если да - где можно с ними (расчетами) ознакомиться? Если нет - почему, в том числе - почему эти люди еще не уволены за преступную халатность?

Замечания:

1) Скорость движения для расчетов можно выбирать любую вместо 10 км/ч. Она влияет только на абсолютные цифры, но не на их соотношение
2) Да, загрузка автобусов принята в 30%, а не 100%. Заметим, что загрузка автомобилей тоже взята в 20% от возможной. Если у кого-то есть реальные цифры по средней загрузке - welcome, со ссылками на источник. PS - а Вы хотите ехать в битком набитом автобусе (100% загрузка)?
3) Интервал движения автобусов уменьшен до 1 минуты методом экспертной оценки. Заметим, что это не 1 маршрут (где 1 минута точно нереальна), а в сумме все автобусы, которые могут ехать по данной дороге. Опять же, если у кого-то есть пример (конкретная дорога, конкретная статистика) - welcome. Но 1 автобус в минуту - это сильно завышенная цифра, реально они ходят гораздо реже (и значит, выделение им своей полосы еще ниже увеличивает "автобусную" пропускную способность).

ПДД

Previous post Next post
Up