На День Конституции

Dec 12, 2024 17:28


Недавно писал некий «научпоп» о правовой традиции и преодолении советского наследия, и там был отрывок о конституции 1978-93 гг., на смену которой ровно 31 год назад пришла нынешняя. Отрывок этот был сочтен «неорганичным» и напечатан не будет. Посему выкладываю его здесь:



«Если говорить о высших органах власти, то в этой области происходило преодоление советского наследия, однако медленное и непоследовательное. Оно пока еще далеко от завершения. Советский режим был основан на идее, что вся власть принадлежит трудящимся в лице Советов. Такова была идеология, но в реальности всю полноту власти сосредотачивала в своих руках коммунистическая партия, а точнее, ее руководящие органы, класс номенклатуры. После падения СССР и исчезновения КПСС были сделаны некоторые шаги в направлении разделения властей, однако в полной мере это начало не было проведено в жизнь. 1991 год не покончил с системой Советов - специфической чертой советского режима. Конституция, принятая еще в 1978 году, в ее последней редакции от декабря 1992 года гласила, что "система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей" (ст. 3). Однако в ст. 2 она же содержала указание на то, что народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, а в ст. 104 высшим органом государственной власти Российской Федерации объявляла Съезд народных депутатов, причем указывалось, что Съезд "правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации". Съезд собирался лишь время от времени, а его постоянно действующим органом считался Верховный Совет РФ, которому принадлежала не только законодательная, но также распорядительная и контрольная власть (ст. 107). В силу этого Правительство РФ - орган исполнительной власти - было подотчетно Съезду, Верховному Совету и только уже затем Президенту (ст. 122). Отсюда видно, что полновластие Советов отнюдь не было преодолено, и что эта советская ветвь власти сосредоточивала в своих руках все отрасли государственной деятельности, а не только законодательную, и могла вторгаться в любые вопросы. При этом, по контрасту, Президент определялся лишь как глава исполнительной власти (ст. 121-1), а не глава государства, хотя он избирался всенародно наравне со Съездом народных депутатов, т.е. обладал сравнимой с ним легитимностью. Таким образом, баланс властей был явно смещен в сторону Съезда и Верховного Совета.

Схватка между этой советской ветвью власти и Президентом Ельциным не замедлила развернуться после начала радикальных экономических реформ, запущенных правительством Е. Гайдара. На Съезде и в Верховном Совете сторонники этих реформ имели меньшинство, а большинство можно условно отнести к разряду "национал-коммунистов", адептов довольно жесткого экономического регулирования, продолжающего советский опыт, и неприемлющих то огромное влияние, которое стали оказывать на экономический курс западные рецепты и западные советники. При этом, согласно Конституции, Верховный Совет был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения Конституционным Судом дел об их конституционности (ст. 109), что позволяло Верховному Совету блокировать экономические реформы, проводимые президентскими указами. Началась борьба двух центров власти, и к концу лета 1993 года у многих наблюдателей уже сложилось ощущение, что разрешение конфликта конституционными методами невозможно. В итоге в ход пошли методы неконституционные: 21 сентября Ельцин объявил о прекращении полномочий Съезда и Верховного Совета, а поскольку Конституция не давала ему такого права, те не подчинились, вывели своих сторонников на улицы, что и привело к форменному кровопролитию, завершившемуся расстрелом танками российской армии Белого Дома (т.е. места пребывания Верховного Совета в Москве) и к штурму его, сопровождаемому многочисленными человеческими жертвами. Эти события получило самые противоречивые оценки (например, далекий от восхищения Ельциным и Гайдаром А.И. Солженицын определил их как очередной этап на тяжком пути изживания Россией коммунизма). Как бы то ни было, в результате этой короткой, но кровавой междоусобицы система Советов была упразднена, а вскоре на референдуме 12 декабря того же года принята новая конституция (с поправками действующая и поныне), наделившая Президента гораздо более широкими полномочиями.

Конституция 1993 года, впрочем, тоже далека от оптимальности, так как сместила баланс в противоположную сторону.» И т.д. и т.п.
Previous post Next post
Up