В воспоминаниях академика И.И. Янжула есть впечатляющий отчет о его обследовании польской промышленности в середине 1880-х гг. Из него следует, что своим процветанием она обязана была присоединению к России и покровительству со стороны Петербурга. До 1850 г. включительно вообще была односторонняя таможенная граница между Царством Польским и
(
Read more... )
И еще интересно, что для Янжула Россия и Польша - нечто разное, и это до такой степени подразумевается, что Янжул сам того не осознает.
А ведь с юридической точки зрения Польша это не Финляндия, никакой Польши, собственно говоря, и нет, а есть Привислинские губернии, там живут такие же точно российские подданные, кто российский крестьянин, кто российский мещанин, а кто российский купец и владелец фабрики, и какое Янжулу дело, что в губернском городе Ломже текстильные фабриканты разбогатели больше, чем в губернском городе Владимире? Его ведь нет волнует, что во Владимире текстильные фабриканты есть, а в Уфе, для примера, их вообще нет, он же не делает выводы, что владимирцы пьют кровь из уфимцев. Не волнует, что в России вообще все губернии до единой имеют разное соотношение средств, которое они в казну сдают и из казны берут, и почему это Привислинские губернии должны быть с кем-то одинаковыми.
И все эти соображения даже не приходят в голову развитому, ученому Янжулу.
Если бы это прочитал француз той эпохи, он бы сказал: или Польша ( ... )
Reply
Как раз наличие разного налогообложения и таможенных барьеров говорит о том, что это не такая же губерния, как остальные. И история показала, что Янжул был прав.
Reply
Так ведь этот внутрироссийский таможенный барьер в конце концов и убрали, к моменту написания текста Янжула его не было.
Reply
Да, но это из серии "лучше поздно, чем никогда". А с Финляндией гораздо хуже получилось.
Reply
Почему в Привислинских губерниях официально действовал григорианский календарь
Reply
Нет-нет, Царство Польское вне всякого сомнения юридически существовало, а Привислинские губернии - лишь неофициальное наименование. Это никакой не департамент. Материальное право в Царство было свое, не русское, а т.н. польско-французское, и коллизии законов Царства и Империи разрешались по правилам международного частного права, как между разными государствами. Уроженцы Царства имели свой личный закон (lex personalis) и т.д. и т.п.
Reply
Leave a comment