В воспоминаниях академика И.И. Янжула есть впечатляющий отчет о его обследовании польской промышленности в середине 1880-х гг. Из него следует, что своим процветанием она обязана была присоединению к России и покровительству со стороны Петербурга. До 1850 г. включительно вообще была односторонняя таможенная граница между Царством Польским и
(
Read more... )
В подтверждение этой теории достаточно посмотреть на независимую межвоенную Польшу, которая и в 1939 году оставалась на уровне душевого ВВП 1913 года. И понятно почему - польская промышленность исстари работала на российский рынок, находившийся за протекционным барьером, и не наработала глобальной конкурентоспособности, и не смогла ее наработать при обретении независимости.
Но, однако, Янжул мыслит в понятиях меркантилизма и выдает нечто странное. Как меркантилист, он верит в игру с постоянной суммой, не признает взаимовыгодных экономических отношений. Для него, если польский промышленник выиграл, то российский покупатель непременно проиграл; если Польша разбогатела, то это потому, что Россия ровно на столько же обеднела. С наших позиций это кажется бредом - если польская промышленность развилась внутри единого экономического поля империи, через свобоные рыночные сделки, то очевидно, что свою выгоду имел и российский потребитель, без польской промышленности ему достался бы товар похуже и подороже.
Reply
Верно. Здесь интересны факты, а не их интерпретация. Да, и одностороннее снятие барьеров есть в принципе хорошо. Хотя обоюдное - еще лучше.
Reply
Англия 19 века практиковала одностороннее снятие барьеров, и имела для себя большую пользу.
Reply
Нет, неверно. Это логика Гайдара: зачем ваши станки, продадим нефть и всё купим.
Reply
Отсутствие польских производителей, конечно, повысило бы внутрироссийские цены для потребителей, но, вдолгую, привело бы к развитию внутрироссийской промышленности, т.е. выигрыш был бы большим, т.к. вся стоимость товара оставалась бы в РИ.
Reply
Она же по-любому оставалось в РИ, ведь Польша тоже РИ. Мы ведь обсуждаем межрегиональное перераспределение, которого все равно между всеми другими губерниями прочей России было полно.
Reply
Как видите, не совсем РИ, что история и подтвердила. И то, что туда "перераспределяли", подкармливало местный сепаратизм тогда и осталось у них навсегда потом. Т.е. опасения автора доклада были обоснованными и прозорливыми.
Если вы помогаете кому-то не разово, а дотируете постоянно, то дотируемые начинают воспринимать это, как данность, а вас - как данника, т.е. унтерменша. Что, собственно, мы сами наблюдали в СССР и позднее с украинцами и остальными 13 республиками.
Reply
Leave a comment