К истокам "многонационалии"

Feb 16, 2020 13:40



Продолжим копаться в недрах "советского конституционного права" и разбираться с его странностями. Видел у френдов обсуждение интересного вопроса: когда именно из конституции РСФСР исчезло упоминание о русском народе? Полагают, будто это случилось в мае 1991 года.

Но это неверно. В действительности эту операцию - капитальную переделку конституционной преамбулы - произвел съезд нардепов РСФСР в декабре 1990 г. Впрочем, сия переделка была лишь отражением Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. - той самой, принятие которой с тех пор празднуется на государственном уровне. В этой замечательной декларации про русских  не говорилось ни слова, зато сказано было, что РСФСР "есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами". То есть, селькупы точно так же создали Россию, как и русские.

Декларация 1990 г. расходилась с действовавшей конституцией и, так сказать, "опережала" ее. Декларации этой мы обязаны, среди прочего, и первым упоминанием о многонациональности РСФСР: "Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ". Ведь конституция РСФСР на тот момент еще не называла РСФСР многонациональным государством - таковым в ней именовался только СССР ("союзное многонациональное государство"). При этом русский народ в республиканской конституции присутствовал, и вот в каком виде: "Образование РСФСР обеспечило РУССКОМУ НАРОДУ, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального" и всякого прочего развития. Несмотря на общую демагогичность фразы, русский народ был благодаря ей упомянут и выделен как особенный: в РСФСР есть русский народ и все остальные. При этом утверждалась, что "вся власть в РСФСР принадлежит народу" (еще не "многонациональному").

Но вот в июне 1990 г. принимается декларация о суверенитете РСФСР, а через полгода в декабре в соответствии с ней меняется республиканская конституция. В результате упоминание русского народа было из конституции изъято, и получилось следующее:

"Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит многонациональному народу РСФСР."

Как видим, в 1990 г. РСФСР срочно переоформилась в подобие умиравшего Сов.Союза - как созданная разными народами многонационалия, - и  официально приняла аксиому, диаметрально противоположную той, что была общепринята до 1917 года: а именно, вместо "Россия создана русским народом" (формула Ф.Н.Плевако) получилось "Россия создана исторически объединившимися в ней народами". Русские полностью потеряли "авторские права" в отношении России (притом что во времена Плевако под Россией понималась вся Империя целиком, а в 1990 г. всего-навсего РСФСР).

Но это далеко не всё, что следует знать. Дело в том, что впервые эти права были отобраны у них еще при Ленине: так, конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. не содержали никаких упоминаний о русском народе. Согласно последней, "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик". При этом национальной русской республики в составе РСФСР не было, о ней тогда поговаривали лишь как о возможности - и вот получилось, буквально, что это национальные меньшинства построили Российскую Республику совершенно помимо русских!

Следующая - сталинская - конституция РСФСР образца 1937 г. была тоже очень смешной. В ней русский народ никакого упоминания не удостоился, зато уже в самом начале, в общих ее положениях, упоминались машинотракторные станции, а также скот, птица и мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 6-7) - словом, предметы бесконечно более важные, нежели государствообразующая нация.

Нельзя притом не заметить, что в параллельной конституции БССР упоминался белорусский народ - во 2-й статье: там говорилось про "освобождение белорусского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии". И в украинской конституции 1937 г. в той же статье упоминался украинский народ, с теми же фразами про угнетение царизмом и русской буржуазией. Прикольно, что хоть какие-то русские таким образом упоминались, но не в конституции самой России-РСФСР, а в конституциях других республик, причем с отрицательной коннотацией. Впрочем, это было вполне логично, имея в виду, что главной фобией соввласти всегда был русский национализм ("великодержавный шовинизм"): отсюда необходимость подавлять русское национальное самосознание, противопоставлять ему украинское и белорусское и поощрять их как "сравнительно безопасные" и даже в меру полезные.

Вообще, из десяти республиканских конституций, принятых разом как по команде в 1937 г., основной народ не упоминался лишь в двух: в российской и (почему-то) в грузинской. Последнюю, несомненно, редактировал лично тов. Джугашвили, и в ней преамбула (а роль таковой везде играла 2-я статья - о Советах как "политической основе" республике) существенно отличалась от всех прочих конституций (кроме РСФСР), написанных почти под копирку: а именно, в конституциях Грузинской СССР и РСФСР основной народ не упоминался, но при этом не было проклятий в адрес царизма и русской империалистической буржуазии. Видимо, дело было в том, что (в случае РСФСР) пришлось бы говорить об угнетении русских русской империалистической буржуазией, а это звучало бы странно; у грузин же между царизмом, гнетом этой самой буржуазии и приходом соввласти случился промежуток в четыре года. Поскольку соввласть испытывала замешательство с определением того, на смену чему пришли Советы в Грузии и от какого угнетения ее освободили, было решено поставить точку пораньше и про царизм с русской буржуазией в данном случае не говорить.

Вернемся к РСФСР. Ввиду этого упорного игнорирования русского народа в конституциях, возникает естественный вопрос: когда и как он сумел-таки туда проникнуть? Откуда взялось то самое упоминание о нем, которое вычеркнули в 1990-м? Немногим, может быть, известно, что оно появилось лишь в последней конституции РСФСР - 1978 года, то есть в разгар брежневского застоя и никак не раньше. Что заставило на это пойти и кто подал такую мысль - неясно. Но это не могло быть сделано необдуманно: возвращение "конституционной субъектности" основному народу РФ и Союза - дело довольно серьезное.

Вот это упоминание о русских и было изъято ельцинскими нардепами через 12 лет, в декабре 1990 г. Таким образом, "демократы" поздней перестройки вернулись по сути к исконной "ленинской норме". По которой мы до сих пор и живем.
Previous post Next post
Up