Петра

Aug 01, 2013 15:39

В самом начале 80-х появился в СССР журнал "Эхо планеты". Такой, как тогда называлось, общественно-политический еженедельник. Был он чёрно-белым и только обложка была у него цветная. и на трёх полосах этой обложки, как правило, размещали немного текста и фотографий про разные интересные места на Земле.

Я эти обложки даже некоторое время собирал и складывал в папку. Было там, к примеру про какое-то племя, проводящее обряд инициации посредством подвешивания человека крючьями, которые продевались прямо через кожу, было про индейские пирамиды, много было любопытного. Но самым впечатлившим был рассказ про Петру - розовый город, вырубленный в скалах где-то в Иордании. И фотографии потрясали.

В начале 80-х, в СССР, мечтать о том, чтобы когда-нибудь добраться до этого места, было как-то глупо. Точнее, шансы на исполнение подобной мечты представлялись близкими к нулю. А когда было объявлено про Знатокиаду-2010 в Израиле и мы стали планировать поездку, стало ясно, что из Эйлата в Петру вполне реально съездить! Ехать туда мы решили после Знатокиады. А наш друг Хемра Атабаев, наоборот, съездил в Петру накануне Знатокиады. На вопрос, на сколько бы он оценил свою поездку по 10-балльной шкале, Хемра не задумываясь ответил: "На 13!"

Рано утром за нами приехал шатл, и мы поехали в сторону Иордании, на пограничный переход Ицхака Рабина.

За дальними воротами - Иордания

Отдали деньги агенту, перешли пешком границу, там были встречены гидом, со всей группы собрали паспорта, чтобы проставить отметку о пересечении границы. Автобус нам достался не новый, без кондиционера, что вызвало лютый срач со стороны каких-то вздорных русскоязычных тёток. Ехали довольно долго. Мы вертели головами, разглядывая города и городки, мимо которых ехали, слушали гида, рассказывавшего про богатую историю страны. Я так понял, Израиль и Иордания конкурируют: на чьей территории, к примеру, крестили Христа, где расположена могила какого-нибудь ветхозаветного пророка, чьи курорты на Мёртвом море круче... Про королевскую династию, члены которой прямые потомки пророка Мухаммеда, гид тоже рассказывал много и интересно.

Слева направо: (прежний) король Иордании Хусейн, Оля, король Иордании Абдалла Второй

От входа на территорию Петры до ущелья, где самое интересное и находилось, нужно было идти километра полтора, кажется. Гид честно рассказывал про каждое из встречавшихся на пути сооружений, а мы с Олей поняли, что такими темпами мы едва успеем увидеть хоть что-нибудь, поэтому обменялись с гидом телефонами, пообещали, что в назначенное время будем на месте, у автобуса и пошли сами. Мимо с гиканьем проносились бедуинские всадники, все как один выглядевшие подобно Джеку-Воробью: с пиратскими повязками, серьгами и густо накрашенными глазами. Всех желающих за неумеренную плату они предлагали подвезти либо на лошади, либо на верблюде, либо в повозке.

Дорога к ущелью

Мы шли, останавливались у информационных щитов с описаниями того или иного вырезанного в скале сооружения, фотографировали текст, чтобы сэкономить время, и топали дальше. Когда я фотографировал Олю, взобравшуюся на какую-то приступочку, какой-то случившийся рядом местный смотритель нам попенял, сказав, что это запрещено. Больше мы так не делали. По крайней мере, этого никто из смотрителей не видел.

Оля нарушает правила поведения в Петре, забравшись на приступочку

Дорога в начавшемся ущелье петляла, разноцветные скалы почти смыкались над головой:

Вдоль вымощенной дороги видны были остатки грандиозной "водопроводной" системы набатеев - высеченные в камне канавки, по которым собралась вода:

Порой казалось, что цветные пятна на камнях - рукотворны, но это были проделки ветра, воды и, наверное, геологических процессов:

Мы шли, вертели головами, после каждого поворота ожидая, что вот-вот откроется тот самый вид на розовый храм (или не храм, учёные, как водится, по сию пору не сошлись в предназначении того сооружения, что по-арабски зовётся Эль Хазне), увидеть который я мечтал чуть ли не тридцать лет. То есть, нам казалось, что мы были готовы к чуду. Ни фига. Когда вдруг (именно вдруг) скалы чуть разошлись и мы увидели освещённые солнцем силуэты колонн и фрагменты портика, потрясение было велико:

Потом мы какое-то время бродили мимо других, тоже высеченных в скалах, исполинских сооружений, заглядывали внутрь - там было темно и пусто, долго отбивались от бедуинов, предлагавших нам прокатиться на ишаке. Я отнекивался и пробовал сбивать цену, в конце концов бедуинам на помощь пришла Оля, сказав, что это (приставание и навязывание услуг) следует принимать как "бремя белого человека", что в туристических центрах от этого никуда не деться и вообще ослик симпатичный (потом выяснилось, что это ослица, которую звали Шакира)... Я поторговался к общему удовольствию, скинув цену вдвое (что она была задрана изначально вчетверо - охотно верю), а когда сказал, что слишком тяжёл и мне ишака жалко, один из бедуинов сказал "Ок!" и исчез. Через некоторое время ко мне подвели мула (тоже девочку по кличке Сюзанна) и успокоили, мол на нём недавно ездил американец, тот вообще 200 кг весил. Я был заметно легче (щас гляжу и тихо ужасаюсь - какой же я был толстый! :)), мы уселись и двинули дальше. Бедуины научили Олю управлять ослицей, и она периодически отдававала команды.

Шакира, Оля, Сюзанна, Саша

Что-то выветривается, что-то (издалека) выглядит как новенькое

Амфитеатр, построенный кем-то задолго до римлян

Издалека кажется, что ступени неровные. Но это из-за окраски камня. Если подойти поближе, то заметно, что кривизна - это иллюзия:

Ходить (ну, ездить) и рассматривать можно было бы ещё долго. Но нам пора было возвращаться.

Ревущий верблюд звучит примерно так же гадко, как и кричащий павлин

Из ущелья дорога шла в гору, а мы и так к тому времени достаточно много прошагали. В общем, Оля заметно устала, но к автобусу мы вышли вовремя, опередив остальных (и увидев, я уверен, гораздо больше). Как всегда бывает с тургруппами, нашёлся какой-то дебил, который не то потерялся, не то застрял в магазине. Его долго искали, вздорные тётки в автобусе опять ругались. В конце концов все нашлись, и нас повезли обедать. Ресторанчик был откровенно для туристов, тем не менее, и чечевичный суп был вкусным, и баранина, и рыба были свежими и тоже очень аппетитными.

Когда мы ехали обратно в Акабу (город на берегу одноимённого залива Красного моря, напротив Эйлата), уже стемнело, по дороге нам встретилась колонна бронетранспортёров иорданской армии. Приехав к пограничному переходу, мы попали под дождь, впервые за время поездки в Израиль. Границу перешли легко и быстро, не вызвав никакого интереса ни у иорданских, ни у израильских пограничников, а вот какие-то из тех зловредных тёток на израильском КПП застряли, и теперь уже их дожидался наш шатл.

В той, 2010-го года, поездке в Израиль-Иорданию-Латвию было огромное количество впечатлений, и одно из самых-самых-самых - это 15 ноября, Петра. Хемра был абсолютно прав - по десятибалльной шкале поездка в Петру весит ну никак не меньше тринадцати!

P.S. Да, снимал я всё это цифромыльницей, руки у меня из жопы, да и попали мы в Петру не в идеальное для съёмки время. Так что, если захотите глянуть на качественные фотографии тех мест, можно зайти в ЖЖ Ильи Варламова, там и пояснительный текст (copy/paste из Википедии и популярных источников) имеется.

P.P.S. Фильм про Индиану Джонса я посмотрел, лишь вернувшись из отпуска.