Мне приходится много ездить, часто не только по Европейской части России, иногда, получается, забираться и значительно дальше. Однако в пределах "пару тысяч километров" и когда, нет возможности попасть в нужное место самолётом, всем остальным видам транспорта, я предпочитаю собственный автомобиль. Поэтому для меня - «паровоз хорошо, а машина лучше...». Вот и этой осенью нам пришлось смотаться в Северный Казахстан, а если точней в Актюбинск или по современному в Актобе, хотя сами казахи, с которыми мне пришлось пересекаться, по привычке, продолжают звать этот город - Актюбинск. По карте основных направлений из Москвы в Актюбинск - ДВА, а "по жизни" - ОДНО.
Туда, мы поехали через Балаково, там мне надо было решить кое какие вопросы и первую ночь мы переночевали там, в неплохом небольшом отеле на берегу канала. Парковка, удобная кровать, завтрак и интернет, что еще нужно транзитному путешественнику? В любом случае, путь через Тамбов и Саратов мне нравится больше, чем дорога через Рязань и Пензу. Но это на любителя. На одной чаше весов - местами сильно разбитая дорога от Кирсанова (Тамбовская область) до Саратова на другой - забитая фурами и еле двигающаяся трасса на Самару, которая превращается в бесконечную пробку в Пензе и Рязани.
По Казахстану ВЫБОР проще, там обе эти дороги сходятся в Уральске. Если конечно не делать дополнительный крюк в двести километров и заезжать в Казахстан через Оренбург, но и эта, дорога сначала идёт через Самару.
Из Балаково, по совету местных, мы поехали в Уральск через город Пугачёв. Дай Бог им здоровья и почему, я не вспомнил их слова на обратном пути. Выехали мы из города часа в два дня, но с учётом относительного качества дороги и пограничных формальностей до гостиницы в Уральске добрались уже часов в одиннадцать вечера (разница с Москвой два часа плюс). До таможенного поста добирались по трассе А300 уже в темноте. На самом таможенном переходе и на подъездах к нему дорог просто нет. Что касается таможенных формальностей, то тут всё относительно быстро. Время ушло сдать на документы и проштамповать документы российскими и казахскими пограничниками да чуть-чуть постоять в очереди. На всё про все - не больше часа. Еще минут двадцать мы на машину оформляли казахскую "зелёную карту". Уральск видели только в темноте, так что сказать особо нечего. На периферийных улицах освещение выключено, народ ходит с фонариками, а центральных улицах свет есть и жизнь бурлит.
Остановились в неплохом отеле и даже успели нормально и по московским меркам недорого поужинать.
На следующее утро, по казахскому времени в семь, а по московскому в пять, мы позавтракали и тронулись в путь. И только мы отъехали от Уральска наладились и погода и дорога. Перестал идти проливной дождь, а убитая дорога, после Уральска "преобразовалась в свежую реверсивную трассу с очень приличным покрытием.
Так что оставшиеся четыреста семьдесят километров мы "долетели" примерно за четыре часа. Пустая, прямая трасса с видимостью на несколько километров. Нам потом конечно объяснили, что в Казахстане уменьшили максимальную скорость на дорогах со ста десяти километров в час до ста, и казахские служители "полосатых палочек" любят устраивать сафари на российские машины и выдавливать из российских водителей мзду.
За всё время этого пути мы приметили, вдоль трассы, три или четыре АЗС и не одного приличного туалета. Так, что местным коммерсантам есть, где развернутся. А пока, только «поход» в степь и может спасти от разрыва мочевого пузыря и дефекации. Казахи рассказывают, что у них сейчас активно начали развивать сеть автодорог для транзита «Китай - Европа» и Актюбинск, как раз попал на пересечение этих путей.
Сам Актюбинск, город, где плотно засели китайцы, связанные с нефтью и нефтехимией. Офис нефтяной компании «Синопек» построен в "имперско-китайском" стиле, им только марша из «Звёздных войн» не хватает. Однако местные, которые связаны с этой сферой, говорят, что с приходом китайцев, в этй теме стало появляться подобие порядка. А после того, как запустили АЗС «Синопек» местные заправщики постепенно перестали бадяжить - конкуренция. Меня особенно порадовала цены топлива, которые меньше московских ровно на десять рублей, и это при хорошем качестве. А вот с хорошими гостиницами, мне кажется, что в городе - напряжёнка. Мы остановились в лучшей гостинице города, в которой останавливался Назарбаев, да и сейчас останавливаются местные бонзы. Однако на завтрак в этом отеле было только растворимое "кОфу" и чай из пакетиков. В центре города уже несколько лет стоит полностью достроенный "сарай" из стекла и бетона, который по слухам принадлежит сети «Шератон». Его должны были открыть еще в 2013 году, однако отель стоит пустой.
Следующее утро мы посвятили делам, а к обеду выдвинулись в сторону России. На выезде из Актюбинска заехали на местный рынок. Цены на мясо порадовали, с учётом курса 5 тенге за один рубль, баранина была по 75-100 тенге, говядина 100-120 тенге.
Назад мы уже ехали уже не так быстро, как в предыдущий день. Так, что могли чуть чуть посмотреть по сторонам.
Я выставил круиз контроль и шел сто - сто десять километров в час, вместо ста сорока. Основные приключения начались уже за Уральском, от которого в Россию можно было, вернутся двумя дорогами "на Саратов" и "на Самару". Мы опрометчиво выбрали дорогу "на Саратов" о чем и жалели до самой границы больше ста сорока километров. Через десять километров от Уральска в сторону Саратова, дорога кончилась.
Осталось только направление, по которому мы уныло пилили не менее пяти часов. Ладно мы, у нас полный привод и высокий клиренс, но ведь туда еще и фуры «залетают», для них это ЖЕСТЬ. Дорога на карте есть, обозначена как - федеральная под номером "Е38", но по факту это - НАПРАВЛЕНИЕ. Радует, что казахи ДОРОГУ СТРОЯТ и судя по куску за Уральском дорога будет хорошей, а пока вдоль строящейся трасс идёт направление по которому, местами, быстрее 15-20 км в час ехать физически не возможно. К границе подъехали уже в кромешной тьме, машин было мало и поэтому оба поста перешли достаточно быстро. А потом еще почти четыре часа "гонки" до Саратова, где и переночевали.