Самое паршивое, это тупо проводить "подаренные" государственной думой новогодние выходные дома. Куда угодно, но только тупо не сидеть в городе эти десять дней, поедая остатки "оливье". Поэтому к новогоднему "рывку" из Москвы, мы начинаем готовится заранее. Заранее это как минимум в конце августа начале сентября. Иначе к католическому рождеству, аренда любой хибары будет стоить, как аренда замка средней руки.. В 2008 году мы решили на новый, 2009 год мы уедем из Москвы кататься на горных лыжах, в Оре, что на севере Швеции. Это был последний раз, когда такие поездки мы планировали через агентство. В будущем, поездив несколько раз с агентствами, мы решили, что лучше заказывать "весь маршрут" самостоятельно. Благо интернет этому способствует. Цены выходят на круг ниже, а выбор больше.
Поэтому, поев "салатиков" и выпив шампусика в ночь с 31 декабря на 1 января, мы утречком, не позднее шести, трогаемся на автомобиле в сторону российско-финской границы. От Москвы до Хельсинки около 1250 километров, это в зависимости от времени года, от пятнадцати до семнадцати часов на автомобиле. если выезжать первого января, то по сравнению с другими днями "питерская трасса" абсолютно свободна. А прохождение в Торфяновке таможенных постов, как российского, так и финского, не займет более сорока минут. А там последние двести километров, ночёвка в Хельсинки и второго января, после 15-00 погрузка на паром до Стокгольма.
Паром SILJA LINE, это здоровый "сарай" высотой в одиннадцать этажей, что курсирует между терминалом Олимпия в Хельсинки и портом Вартхамен в Стокгольме. Выплывает эта "дура" в пять часов вечера из Хельсинки и к девяти тридцати утра по местному времени прибывает в Стокгольм. Если хочется прибыть в Стокгольм пораньше, то лучше плыть на пароме из Турку, тот паром прибывает в Стокгольм к шести утра..
За десятилетия курсирования между Хельсинки и Стокгольмом, погрузка автомобилей на эти паромы отработана до автоматизма и занимает не более часа. За это время работники паромных линий успевают забить разношёрстными автомобилями три уровня грузового трюма парома и отправить всю публику по своим каютам. А уж на верхних уровнях, начинается вакханалия покупок и возлияний, ведь паром это зона беспошлинной торговли. Все дешевле, чем на берегу, но особенно алкоголь, и судя по утренним картинам с местами заблеванными коридорами, это уже подкосило не одного "крепкого финского парня"...
Утром, следующего дня за пару часов до прибытия в Стокгольм стоит погулять по открытой палубе. Даже зимой с парома открываются великолепные виды берегов стокгольмского фьорда. Иногда кажется, что огромный паром не плывёт, а протискивается между находящих на него берегов. За полчаса до прибытия в порт, на четырех языках: финском, шведском, английском, а теперь еще и русском, всех присутствующих на пароме автовладельцев созывают спустится к своим железным коням и приготовится к прибытию. И вот ровно в девять часов утра, открываются носовые люки и из трюмов парома извергаются десятки и десятки автомобилей. Те у кого есть навигаторы, могут выставить адрес "Are, _ _ _ _", ну а у кого нет надо просто ориентироваться на трассу Е4, что ведет на Сундсваль (Sundsvall) и готовится "пропилить" на автомобиле около семисот километров. Первые четыреста километров это будет приличный шведский автобан с разрешенной скоростью 110 км в час, ну а дальше качественная, двухполосная дорога, по одной полосе в каждую сторону со стандартными 90 км в час.
Старинный фуникулер, что был запущен в 1910 году, все еще поднимает туристов в гору
Старая церковь Оре (Åre gamla kyrka) была основана в начале XII века
Are, Sverige (Оре, Швеция) место старинное, и в шведской истории начиная с "дремучих" времен, хорошо известное минимум тысячу лет. Посёлок зажат между горами и озером и "соплёй" тянется на несколько километров вдоль трассы Е14, которая соединяет шведский Сундсваль, что на берегу Ботнического залива и древнюю столицу Норвегии, город Тронхейм (Trondheim), что стоит на берегу фьорда, выходящего к Атлантическому океану. И миновать этот посёлок, "викинги" и прочие "пилигримы" если направлялись со стороны Сундсваля к Тронхейму, ну никак не могли, "потому что география". И ведь шли и пешие и конные, чтобы поклониться могиле Святого короля Улава, в Тронхейме.
Сам "курорт" Оре, состоит из четырех районов Оре-Бю, Дувед, Тагефьелль, Оре-Бьернен, по названию которых именуются и зоны катаний. Более подробные технические характеристики оровских "каталок" можно узнать на десятках туристических сайтов, типа
http://www.skistar.com/. А я тут делюсь впечатлениями и отвечаю на вопросы...
Количество подъемников и зон катания, от "черных" до "зеленых" - радует. Выбор от "швабр" до "вагонов", что закидывают на гору "лыжников" пачками по 30-40 человек. Но по мне, начало января не самое лучшее время для катания в Оре. Погода меняется по несколько раз в день, то ветер, то туман, то оттепель, то мороз... Световой день короткий, а местные шведы, по сравнению с финнами в Лапландии не особо парятся с освещением своих склонов. Если память мне не изменяет, то вечером подсвечивают один или два склона на всей горе, причём не самых пологих, так что неопытным любителям вечером не покататься и остается искать себе развлечение в поселке и окрестностях.
Что понравилось, так это по трассам развлекухи для детей, типа деревянных скульптур. Подъезжаешь к такой, а она начинает петь. А еще в местах, где начинаются или кончаются "станции" стоят деревянные избенки, в которых обслуживающий персонал поддерживает огонь в очагах. Решил отдохнуть, заехал в такую избенку и сиди грейся..
Что касается жилья, то на трех человек мы снимали апартаменты из нескольких комнат с маленькой сауной и сушилкой для одежды, еще была упакованная кухня: плита, кофеварка, микроволновка и посудомойка. Все компактно и очень технологично. Покупай продукты и готовь, что душе угодно. С алкоголем тоже больших проблем не было, и хотя на весь Оре был только один "бухальный магазин", что работал в строго отведенные часы. выбор в нем был хороший, а цены в переводе на "российские", такие же, как и в Москве, правда с более гарантированным качеством.
Помимо покатушек на сноуборде и лыжах, мы, при наличие машины делали вылазки по окрестностям. И ведь было, что посмотреть...
Водопад, шоколадная фабрика, цех стеклодувов и даже лосиная ферма на которой сначала лосей выращивали и по необходимости, там же ели.
Еще можно было покататься по окрестным горам на снегоходе или рвануть в Норвегию и посетить Тронхейм. Сто семьдесят километров по приличной дороге, пару горных перевалов, несколько платных норвежских тоннелей и вы в древней столице Норвегии городе Тронхейм. За день много не посмотришь, но набережную, крепость, собор у могилы Улова, пару торговых центров и большую вечернюю пробку на выезде из города мы "прихватили"...
Обратный путь в Стокгольм был без особых проблем, а вот в Стокгольме, мы неожиданно застали достопримечательности времен "холодной войны". Когда мы искали парковку, то наткнулись на огромный подземный бункер с тоннелями в которых легко могут разойтись два "ЗИЛ-130", в нем была даже своя АЗС, которая и сегодня работает. Судя по прикидкам над этим бункером стоит пару стокгольмских районов. Теперь этот бункер за ненадобностью используют под платную парковку, автозаправку и автомойку.
Это въезд в бункер и на подземную АЗС расположен через канал, напротив "старого города", то есть в самом центре Стокгольма, а вот уже другой выезд находится в нескольких кварталах отсюда (фото сделано полгодом позже)