18 (по ст.ст.) августа 1697 г. Петр I, под именем Петра Михайлова, прибыл в составе русского посольства во главе с адмиралом Ф.Я.Лефортом в голландский г. Заандам (рус. Саардам) для обучения мастерству у голландских корабельщиков.Первое время в Голландии Петр работал в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании простым плотником по постройке корабля, от закладки до спуска на воду. Он был, однако, неудовлетворен тем, что голландцы «строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей». После Голландии
Петр переехал в Англию, где работал на королевской верфи в Дептфорде, составляя чертежи кораблей под руководством опытных строителей. В 1700 г. в России, по хорошим чертежам, подобным английским, был заложен 58-пушечный корабль «Предестинация» (Петр лично начинал его строительство), «Черепаха» и другие корабли. Неожиданное появление в 1700 г. русского флота в Черном море произвело сильное впечатление на турецкого султана и позволило заключить мирный договор с Турцией на 30 лет. В 1714 г. произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте, закончившийся поражением шведского флота. Создание при Петре сильного военного флота позволило России утвердиться на берегах Балтийского моря - по заключенному в 1721 г. Ништадтскому миру с Швецией к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра военный флот России состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов.