Современная кинопродукция. Подводные камни "Меланхолии". Клэр.
По количеству негативных аспектов вторая часть явно проигрывает первой, но по концентрации злого умысла, завернутого в отличную режиссуру и привлекательную актерскую игру Кирстен Данст, явно бьет рекорд. Главным рупором смертельно опасной идеи становится Джастин.
Джастин: «Земля-это зло». С приближением Меланхолии общее душевное состояние Джастин приходит в норму, но появилось что-то новое в ее взгляде на все происходящее. Появилась радость и предвкушение катастрофы как освобождения от дольнего мира зла и порока. В глаза бросаются явные отсылки к гностицизму, эзотерическому учению, занимавшего центральное место в идеологии фашистской Германии. Это учение гласит, что мир был создан злым демиургом в результате эманации.
Эмана́ция (лат. emanatio - истечение, распространение), понятие античной философии, онтологический вектор перехода от высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия (за пределы собственного своего бытия).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) Ключевой момент, что истечение, распространение от Универсума происходило к низшим сферам, мир является заведомо несовершенным и злым, в котором нет, и не было добра. Единственный выход освободится - уничтожить этот мир. Вот основной посыл Ларса фон Триера.
Клэр приходит в полное отчаяние, она просто в ужасе. Она не принимает вызов смерти, а пытается скрыться от действительности за ширмой хорошо продуманного последнего дня, который она планировала провести с бокалом вина под звуки девятой симфонии Бетховена. Джастин так характеризует ее намерение: «Все это дерьмо». Вот что такое культура по мнению Джастин. Также она говорит, что с таким же успехом можно встретить конец света в туалете. Слышится отзвук слов нациста Альберта Шлагетера: «Когда я слышу слово «культура», я снимаю с предохранителя свой револьвер»
http://www.bibliotekar.ru/encSlov/10/114.htm Джон, муж Клэр, по началу, ведет себя достойно. Думаю, что это было сделано режиссером специально. Лар фон Триер дает зрителю надежду, что вот он один единственный положительный герой, на которого можно положиться, он не предаст и выстоит в любой сложной ситуации, даже перед лицом смерти он не теряет оптимизма и всячески успокаивает и поддерживает свою супругу Клэр. Но не тут то было!!! Когда казалось, что Меланхолия прошла и все кончилось благополучно (на самом деле она пошла на финальный перед столкновением виток), Джон выглядел молодцом. Но как только на следующий день выяснилось, что все безнадежно, Джон плюнул и на жену и на маленького сына, пускай делают что хотят. Пошел в конюшню, зашел в стойло и принял смертельную дозу лекарства.
Здесь я лично в полной мере почувствовал глубокое разочарование и безнадежность. Видимо, в этом и был один из замыслов: взять остатки надежд зрителя и разбить их об предательство и подлую слабость.
Ужас смерти сломал и Джона и Клэр. Почему это произошло? Думаю, потому что никто из них не смог дать ответа на этот вызов, религиозного или светского. Они были порабощены своей мещанской бессмысленной жизнью.
Религиозный человек знает, что праведно прожив жизнь, следуя заповедям Всевышнего, он получит вечную жизнь в раю, или же в противоположном случае попадет в ад. Светский же человек, хотя ему гораздо тяжелее, чем верующему, видит смысл своей жизни в общественно полезном деле, которое он может передать следующим поколениям. Как пелось в припеве к песне неизвестного революционного автора «Смело, друзья! Не теряйте!..»:
Если погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, -
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.
Продолжение следует……….