Распространение христианства в Абхазии

Jul 21, 2013 09:58

Очень часто меня спрашивают - а разве в Абхазии не мусульманство? Кавказ ведь! Ислам и всё такое...
В общем, продолжаю(ем) изучение истории. )))

Сегодня эпизод посвященный Христианству.




Мне это интересно!

Текст ниже, взят мною из издания - И.К. Куакуаскир "История Абхазии (с древнейших времён до наших дней). Учебное пособие для 5-9 классов".
   Фотографии, как обычно, никак не связаны с текстом и служат только для его "разбавления". Я их сделал в разные годы и в разных местах Абхазии. Изображения Икон взяты из Интернета. Этими же изображениями Икон проиллюстрирован цитируемый раздел  учебника.


"Согласно церковной легенде, первыми распространителями христианства в Абхазии были проповедники-апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Еще в I в. они прибыли в г. Пуста,  а затем направились в Абастию и проповедовали Себастополисе. Андрей оставил там Симона, а сам с учениками отправился в Зихию. Симон Кананит просвещал абхазов в 55 г. Он принял мученическую смерть на берегу р. Псырцха, у нынешнего Нового Афона, где и был погребён. Впоследствии на этом месте была построена церковь Симона Кананита.



Изображения св. Апостолов Андрея
и Симона Кананита в Пицундском
храме XVI в.

Все упомянутые места: Пуста, Себастополис, Абасгия и Зихия - находились на территории исторической Абхазии. Пуста в источниках известна как город, расположенный восточнее Цебельды в нынешнем Гулрыпшском р-не. Себастополисом назывался, как известно, Сухум. Абасгия же занимала современные территории Гудаутского р-на и Гагры, Хихия - территория Адлерского и Сочинского районов.

Из римских провинций в Абхазию ссылали первых последователей христианства. Они и стали распространителями нового учения здесь.

Абхазы были одним из первых народов на Кавказе, услышавших о новом вероучении и начавших принимать его. Крещение царя абхазов в начале VI в. указывает на признании христианства как официальной религии, религии господствующего класса.

Питиунт - центр христианства. Питиунт - современная Пицунда.










Название город получил от сосновой рощи, растущей в этой местности: питиус - сосна по-гречески. Абхазы эту местность ещё с глубокой древности называют Лдзаа.










По преданию, в Пицунде впервые впервые крестили абхазов, и там долгое время находилась Чудодейственная икона Лдзаа-ныха.



Икона Пицундской Богородицы.
(середина XIX в.),
Чудодейственная икона Лдзаа-ныха.

С Пицундой связаны многие исторические события. Здесь побывали греки, римляне, готы и другие иноземцы. В I в. до н.э. греческую колонию захватили римляне. При римлянах в Питиусе стоял легион.







Питиунт явился одним из центров распространения христианства по всему Кавказу. 325 г. упоминается питиунтский епископ Стратофил, участник Вселенского церковного собора в Никее. В 541 г. в Питиунте была учреждена архиепископская кафедра.




С VI в. христианство проникает и во внутренние районы Абхазии, о чём свидетельствуют раннехристианские кресты, найденные в различных местах Абхазии.

Византийских император Юстиниан и абаст Евфрат. Византийский император Юстиниан стремился упрочить своё положение в Причерноморье. Для подчинения абхазских племён использовались все средства, в том числе и религия. В 551 г. Юстиниан воздвиг на земле абастов на месте их древнего святилища в с. Лдзаа Храм Богородицы (некоторые считают - в с. Цандрыпш). Ему помогал абаст Евфрат, который распространял христианство среди своих соплеменников. Епископом Апсилии был Константин.



Портрет Юстиниана,
Мозаика VI в.

Церковная организация в Абхазии создавалась по подобию византийской.. Местные церкви объединялись в округа-епархии, епархии - в метрополии, а последние в патриархию, в свою очередь подчинявшуюся константинопольскому патриарху, стоявшему во главе всей восточно-римской церкви.

Абхазский католикос подчинялся константинопольскому патриарху.

Абхазия, благодаря своему политическому влиянию и территориальному росту, оказывала содействие в принятии христианства северокавказскими народами.




По инициативе абхазских царей приняли крещение аланы. В своём письме Константинопольский патриарх начала X в. благодарил правителя Абасгии за то, что он принял "непосредственное участие в этом деле".




(Выше и ниже тоже мои фотографии. И они вообще никакого отношения к тексту не имеют. Это Монастырь в Каманах и храм Великомученика Василиска).




Святой источник...




... в нём можно найти камни с вкраплениями крови мученика Василиска




В начале XI в. обезы (абхазы в русских летописях) совместно с греками строили и расписывали Киево-Печерский монастырь, выполняли мозаичные работы при внутренней отделке храма св. Софии в Киеве, которая напоминает Мыкуский (967 г.). Они также принимали участие в строительстве христианских храмов на Северном Кавказе."




(весь текст, с авторской орфографией и пунктуацией взят из этого учебного пособия, а выделенный курсив - мой)

Ну как?  Усвоили материал? Контрольные вопросы нужны? Отвечать будете? А я, по старой привычке, могу оценки выставить. ))) Зря что-ли Педагогический университет закончил в молодости!? ))))

А продолжение, как водится, следует...

История, Гагра, Абхазия, Цебельда, Сухум, Христианство, Религия, Храмы, Пицунда, Церковь

Previous post Next post
Up