Мои
вчерашние замечания по поводу последнего интервью Дмитрия Медведева были, признаюсь, неточны. На самом деле наша собственная история «распространения по территории» была другой и более интересной, чем нынешняя тенденция «деурбанизации», поддержанная президентом.
Пример Сергия Радонежского (хорошо описанный историком Н.И. Костомаровым в его книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей») показывает, что «пустынные» территории Севера Руси осваивались и поддерживались «не только князьями и богатыми частными лицами», но и отшельниками-подвижниками, вокруг которых возникали православные монастыри, а потом и поселения (сёла, посады, а позже и города).
И мне более интересен тот вариант «цивилизационного импульса», который отличал религиозное подвижничество от мотивов «князей и богатых частных лиц». Во втором случае, несомненно, действовал тот «цивилизационный импульс», который Макс Вебер считал общим для всей западной цивилизации, возникшей на базе религиозной этики иудео-христианства, и обозначил как «овладение миром».
А вот «подвижнический вариант» (как и всё православие) классическим веберовским) подходом не описывается. Православие - безусловно христианская религия. Но «цивилизационный импульс», создавший из Древней Руси Россию, был, смею предположить, всё же немного другой, отличный от выведенного Вебером - «освоение мира».
И вот этот тренд, главный для русского и православного цивилизационного импульса («освоение мира»), действовал около тысячи лет. И позволил России освоить и частично обустроить практически всю северную Евразию.