Только Совет Безопасности ООН может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
http://www.un.org/russian/sc/committees/ На основании главы
VII Устава Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры могут быть самыми различными: от экономических и/или иных санкций, не предусматривающих применения вооруженной силы, до международных военных действий.
Применение обязательных санкций призвано оказать давление на государство или образование для достижения целей, установленных Советом Безопасности, без применения силы. Таким образом, санкции являются важным инструментом, с помощью которого Совет Безопасности обеспечивает выполнение своих решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и контроля за их соблюдением.
Совет прибегает к обязательным санкциям в качестве средства принуждения, когда возникает угроза миру и когда дипломатические усилия не дают результата. В арсенал санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или такие более целенаправленные меры, как эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, финансовые или дипломатические ограничения.
В то же время большое число государств и гуманитарных организаций выражают обеспокоенность в отношении возможного неблагоприятного воздействия санкций на наиболее уязвимые слои населения. Высказывается также обеспокоенность в отношении того негативного воздействия, которое санкции могут оказывать на экономику третьих стран.
Реагируя на эту обеспокоенность, Совет Безопасности применяет в своих соответствующих решениях более усовершенствованный подход к выработке, применению и осуществлению обязательных санкций. К таким усовершенствованиям относится целенаправленное применение мер в отношении конкретных субъектов, а также включение в резолюции Совета Безопасности исключений гуманитарного характера. Например, целенаправленные санкции могут предусматривать замораживание активов и блокирование финансовых сделок представителей политических элит или образований, действия которых явились первопричиной введения санкций. Умные санкции были недавно введены в отношении торговли алмазами из зон конфликтов в африканских странах, где войны частично финансировались за счет продажи незаконных алмазов в обмен на вооружения и связанные с ними материальные средства.
Будучи приверженным обеспечению того, чтобы существовали справедливые и ясные процедуры включения лиц и организаций в списки тех, на кого распространяются санкции, и процедуры их исключения из этих списков, а также применения изъятий по гуманитарным соображениям, Совет Безопасности 19 декабря 2006 года принял
резолюцию 1730 (2006), в которой Совет просил Генерального секретаря создать в Секретариате (Сектор вспомогательных органов Совета Безопасности)
контактный центр для приема просьб об исключении из перечня и выполнения задач, указанных в приложении к этой резолюции. Следующим важным шагом явилось учреждение
резолюцией 1940 (2009) Совета Безопасности
Канцелярии Омбудсмена.
17 апреля 2000 года члены Совета Безопасности учредили на временной основе неофициальную
Рабочую группу по общим вопросам, касающимся санкций, для разработки общих рекомендаций в отношении путей повышения эффективности санкций Организации Объединенных Наций. В 2006 году Рабочая группа представила Совету Безопасности свой доклад (
S/2006/997), в котором содержались рекомендации и наилучшие практические пути совершенствования санкций.
С подробной информацией по каждому комитету по санкциям, включающей соответствующие меры, перечни, руководящие принципы работы комитетов и всеобъемлющую документацию, в том числе официальные документы и пресс-релизы, можно ознакомиться на веб-страницах, на которые можно попасть по ссылкам, приведенным в колонке слева.