Разные читатели Германа Гессе

Oct 24, 2010 22:41

С эстетическим интересом прочёл эссе Бориса Межуева, посвящённое советским философам, героям фильма Александра Архангельского "Отдел".

Прочесть это эссе можно здесь:
http://www.russ.ru/pole/Iz-istorii-kul-turnogo-pokoleniya (1)
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Iz-istorii-kul-turnogo-pokoleniya (2)

Безусловно, это эссе Бориса Межуева - неординарно и интересно.

Но мои эстетические впечатления об "Игре в бисер" отличаются от его впечатлений.


Мне ближе позиция С.С. Аверинцева, заключающаяся в том, что для позднего Германа Гессе характерен "принцип биполярности". Это значит, что на Иозефа Кнехта нужно смотреть также и глазами его бывшего сотоварища Плинио Дезиньори. Или вообще - "извне". Собственно уходит Кнехт из "братства" (Кастилии) не в школу или университет, а в гувернеры (к знатному вельможе). Парадоксально, но именно так (после распада СССР, а некоторые ещё и до этого) поступили некоторые из тогдашних интеллектуальных кумиров тогдашней советской молодёжи. Лично я так расцениваю подобный поступок одного известного из доныне живущих советских поэтов. Он хотя и преподает в колледже (но ведь в США, а не в России).

Поэтому мне ближе аналогии с предшествующей этому роману Гессе повести "Паломничество в страну Востока" (1932). Там некий герой, "потерял" своё "братство". А потом обнаружил, что "братство" никуда и не девалось, а главным тайным магистром его является слуга Лео.

Вот и ситуацию с советской философией тех времён я вижу именно так. Она вдруг осознала, что у неё (некоторые и рядом с нею) были её действительно великие и первые "магистры", некоторые - и рядом с нею (но тайные.,неофициальные): Бахтин, Лосев, Асмус и другие. Некоторые из советских философов, кстати, так, кажется, даже и не "прозрели" в осознании этого факта.

В моём провинциальном Новосибирске в дни моей молодости было два соперничающих философских кружка: розовский (при НГУ) и тыщенковский (при тогдашнем пединституте). В составе первого были "щедровитяне". Второй, возникший (по правилу биполярности") по инициативе молодого философского преподавателя Владимира Петровича Тыщенко исповедовал другие взгляды. Здесь кумирами были культурологи М. Бахтин и С. Аверинцев, психологи Л. Выготский и В.Давыдов, философы А. Лосев и Ю.Давыдов. Их было больше. Просто эти имена именно мне запомнились.

Не хочу никоим образом принижать роль главных героев фильма "Отдел". Хочу лишь заметить, что  тогда в нашей провинции были и иные кумиры.

Я вот не стал философом. Но получил благодаря участию в кружке В.П. Тыщенко неплохую "прививку" самостоятельного выбора (в том числе и интеллектуальных образцов, на которые считал нужным ориентироваться)

Так уж получилось, что Михаила Бахтина я узнал раньше Мераба Мамардашвили. И потому у меня к этому философу иное отношение. Точнее иная "шкала масштабов", если воспользоваться бахтинской терминологией - далеко не все "реплики" Мамардашивили останутся в "большом диалоге культуры". Потому мне не совсем понятен излишний "пиетет" к нему. москвичей Вероятно, таковы особенности столичной интеллектуальной жизни (или частности - провинциальной) .

Так что у "культурного поколения" не одна, а несколько различающихся историй. Но это отдельная история и совсем для другого возможного фильма.

Только какое это имеет отношение к внутринациональным проблемам и задачам интеллектуального класса?

чтение, Борис Межуев, Мераб Мамардашвили, Михаил Бахтин, эстетика, Герман Гессе

Previous post Next post
Up