Нашёл перевод выступления С.С. Аверинцева 25 марта 2003 года (одного из последних!) перед итальянским Сенатом (
http://gefter.ru/archive/11026).
Там много интересного и поучительного, на чём следовало бы остановиться.
Но в данном случае остановлюсь только на одном, на его рассуждении о либерализме:
"Вы знаете, что такие кодовые слова современности, как «либеральный» и «либерализм» в приложении к системе ценностей приобретают очень различные значения. Я лично склонен считать, что право именоваться либералом зависит от отношения к собственным убеждениям, то есть от обязанности быть всецело верным своим «ценностям», но в то же самое время решительно не признавать навязывание этих «ценностей» другим с помощью того или иного вида физического или психологического насилия. Убеждения складываются совсем не обязательно из либеральных ценностей; человек с твердыми религиозными и нравственными принципами должен учиться уважать принципы других людей, не впадая при этом в релятивизм. Но положение коренным образом меняется, если так называемые «либеральные ценности» отстаивают как единственно приемлемые и стремятся предпочесть их любым другим.
Современный либерализм, которому слишком часто недостает такой чисто либеральной добродетели как терпимость, нередко ведет себя как идеология, не допускающая никакого противоречия и заставляющая все человечество признавать тот же самый стиль жизни, воздействуя с помощью «масс-медиа» и других инструментов. Когда так называемый «секс» становится, ни много ни мало, основным символом, знаменем и эмблемой прогресса и демократии, это не может не вызвать реакций, способных носить совершенно криминальный характер, как в случае с исламским терроризмом, либо принимающих более мирные формы, довольно глупые, но вполне понятные и предсказуемые".
Тут хотел бы прояснить два момента, для меня принципиальные.
Первый, об ответственности и терпимости к "иным мнениям". Нашим российским либералам не достаёт пока ни ответственности, ни терпимости.
Второй. С.С. Аверинцев - человек чрезвычайно интеллигентный и терпимый. И то, что он говорит нужно вопринимать именно с поправкой на эту его личную особенность выражения. То есть - как вызывающую чрезвычайную озабоченность даже такого интеллигента (и интеллектуала!), каковым был Сергей Аверинцев.