Загадки бахтинских хронотопов (окончание)

Jun 22, 2013 15:51

Начало - здесь.

Продолжение - здесь.



Новый "проектный" хронотоп "биографическое время" (отмеченный мировой литературой начиная с Гёте)привёл в числе прочего и к тому культурологическому феномену, который Бахтин (применительно к российской действительности, описывемой в русской литературе) назвал "наполеонизмом" "на специфической почве молодого русского капитализма" ("Проблемы поэтитки Достоевского". Изд. 4-е. 1979, с. 197 [далее - ППД]).

А также к тому, что у разных личностей стали возникать и разные "проекции" будущего в их личном "биографическом времени". И - срывы в аналог "авантюрного времени" - в хронотоп "кризисного времени".

Впрочем, Бахтин наблюдает у Достоевского и своеобразную "социологию сознаний": "Достоевский в художественной форме даёт как бы социологию сознаний, правда лишь в плоскости их сосуществоания" (ППД, с. 38).

"Кризисное время"
Кажется, само это название ключевого хронотопа для творчества Достоевского - "кризисное время" - сам Бахтин употребляет всего пару раз.

"Действие в произведениях Достоевского и совершается в этих "точках". Внутреннего же пространства дома, комнат, далёкого от своих границ, то есть от порога, Достоевский почти никогда не использует, кроме, конечно, сцен скандалов и развенчаний, когда внутреннее пространство (гостиной или зала) становится заместителем площади. Достоевский "перескакивает" через обжитое, устроенное и прочное, далёкое от порога, внутренне пространство домов, квартир и комнат, потому что та жизнь, которую он изображает, проходит не в этом пространстве. Достоевкий был менее всего усадебно-домашне-комнатно-квартирно-семейным писателем. В обжитом внутреннем пространстве, вдали от порогп, люди живут биографической жизнью в биографическом времени: рождаются, переживают детство и юность, вступают в брак, рожают детей, стареют, умираю. И через это биоргафическое время Достоевский также "перескакивает". На пороге и на площади возможно только  к р и з и с н о е  в р е м я, в котором  м и г  приравнивается к годам, десятилетиям, даже к "биллиону лет" (ППД, с. 198).

По мнению Бахтина у Достоевского "и  в р е м я  каторги и  в р е м я  игры - это, при всём их глубочайшем различии, одинаковый  т и п  в р е м е н и, подобный времени "последних мгновений сознания" перед казнью или самоубийством, подобный вообще времени кризиса. Всё это - время на  п о р о ге, а не биографическое время, переживаемое в удалённых от порога внутренних пространствах жизни" (ППД, с. 201).

А вот о пространственных харектеристиках этого ключевого хронотопа, найденного Достоевским, Бахтин рассуждает много.

Особенности этого хронотопа, найденного Бахтиным в творчестве Достоевского - в особенностях изображаемого пространства: " Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этог романа" (ППД, с. 199).

"Достоевский почти вовсе не пользуется в своих произведениях относительно непрерывным историческим и биографическим временем, то есть строго эпическим временем, он "перескакивает" через него, он сосредоточивает действие в  т о ч к а х   к р и з и с о в,  п е р е л о м о в  и  к а т а с т р о ф, когда миг по своему внутреннему значению приравнивается к "биллиону лет", то есть утрачивает временную ограниченность. И через пространство он, в сущности, перескакивает и сосредотачивает действие в двух "точках":  н а  п о р о г е  (у дверей, прои входе, на лестнице, в коридоре и т. п.), где совершается кризис и перелом, или на  п л о щ а д и, заменой которой бывает гостиная (зал или столовая), где происходит катастрофа или скандал. Именно такова его художественная концепция времени и пространства" (ППД, с. 173-174).

То есть, в хронотопе "кризисное время" личность воспринимает время как "миг", а пространство - как как некий порог или точка. То есть это - хронотоп личного кризиса, перелома или катастрофы. (Вспомним популярную и поныне песенку из кинофильма советсикх времён "Земля Санникова"  - "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". Вот слова этой песни как раз и отражают в поэтической форме суть этого хронотопа).

И сами герои Достоевского - это личности, находящиеся в ситуации кризиса  и вне "биографического времени". Примерно также, как индивиды в "авантюрном времени" (вне "коллективного времени"). Бахтин даже отмечает этоформальное сходство между героем Достоевского и авантюрным героем (ППД, с.117).

Но есть одна существенная поправка: индивид в "авантюрном времени" пассивен, личность в "кризисном времени" - активна. Попадая в тупик, имеет возможность выхода из него - через диалог с другими личностями (По Бахтину - ещё и с природой!).
" Один человек, остающийся только с самим собою, не сможет свести концы с концами даже в самых глубинных и интимных сферах своей духовной жизни, не может обойтись без  д р у г о г о  сознания. Человек никогда не найдёт всей полноты только в себе самом" (ППД, с. 208).

И чтобы выйти из этого  одиночества - личность должна вступать в диалог с другими личностями.

Собственно "диалог самостоятельных личностей" и есть та главная находка Достоевского, которую Бахтин и считал  особенностью художественного мышления великого писателя.

"Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а  с о с у щ е с т в о в а н и е  и  в з а и м о д е й с т в и е. Он видел и мыслил свой мир по преимуществу в пространстве, а не во времени" (ППД. с. 33).

Послесловие следует.

Достоевский, Бахтин, литература, культура, хронотоп

Previous post Next post
Up