Начало -
здесь.
Есть принципиальное различие между этими двумя парами ключевых хронотопов.
Первые два описывали отношение к времени-пространству человека как индивида, то есть члена некоей общности. Это то, с чем чаще всего работает социология.
Вторая пара - отношение к времени-пространству личности. С этим социология практически не работает. Только современная философия и культурология.
Поэтому хронотоп "биографическое время" первоначально использовался Бахтиным довольно широко и применительно к разным периодам в развитии мировой литературы.
"Биографическое время"
Но всё же Бахтин связывает появление в литературе этого хронотопа (именно как ключевого) лишь с появлением биографического романа.
"Существенная особенность биографического романа - появление в нём биографического аремени. В отличие от авантюрного и сказочного биографическое время вполне реально, все моменты его отнесены к целому жизненного процесса, харатеризуют этот процесс как ограниченный, неповторимый и необратимый. Каждое событие локализовано в целом этого жизненного процесса и потому перестаёт быть авантюрой" (ЭСТ, с. 196).
Именно с творчеством Гёте (отчасти и Рабле, и даже Гриммельсгаузена) связывает Бахтин появление в жизни (и в литературе) нового типа - современного человека:
"...в таких романах, как "Гаргантюа и Пантагрюэль", "Симплициссимус", "Вильгельм Мейстер", становление человека носит иной характер. Это уже не его частное дело. Он становится вместе с миром, отражает в себе историческое становление самого мира. Он уже не внутри эпохи, а на рубеже двух эпох, в точке перехода от одной к другой. Этот переход соврешается в нём и через него. Он принужден становиться новым, небывалым ещё типом человека. Дело идёт именно о становлении
нового человека; организующая сила будущего здесь поэтому чрезвычайно велика, притом, конечно, не приватно-биографического, а исторического будущего. Меняются как раз устои мира, и человеку приходится меняться вместе с ними" (ЭСТ, с. 203).
В олтичие от периода "коллективного времени" (бахтинского варианта хронотопа "циклического времени", "фольклорного времени" "сказочного времени"...), именно у Гёте Бахтин фиксирует "разрыв цикличности".
Гёте "хочет видеть необходимые связи этого прошлого с живым настоящим, понимать необходимое место этого прошлого в непрерывном ряду исторического развития" (ЭСТ, с. 214).
В отличие от "авантюрного времени" (и "коллективного времени") "биографическое время" у Гёте принципиально иное, полное - "...само прошлое должно быть творческим, должно быть действенным в настоящем (хотя бы и в отрицательном, в нежелательном для него направлении). Такое творчески-действенное прошлое, определяющее настоящее, вместе с этим настоящим даёт известное направление и будущему, в известной мере предрешает будущее. Этим достигается полнота времени, притом наглядная, видимая полнота" (ЭСТ, с. 214).
Именно у Гёте Бахтин находит новые временные связи и отношения времён, новое "видение времени" :
"... моментом существенной связи прошлого с настоящим, моментом необходимости прошлого и необходимости его места в линии непрерывного развития, моментом творческой действенности прошлого и, нгаконец, моментом связи прошлого и настоящего с необходимым будущим" (ЭСТ, с. 217).
Кстати, только у Гёте Бахтин впервые обнаруживает "идеальный" хронотоп: "Всё в этом мире - времяпространство, подлинный хронотоп" (ЭСТ, с. 224).
Особенность этого хронотопа - новый тип взаимоотношений личности с миром:
"Дело не в количестве великих открытий, новых путешествий, приобретенных знаний, а дело в том новом качестве постижения реального мира, которое явилось в результате всего этого: новое, реальное единство и целостность мира из факта отвлечённого сознания, теоретических построений и редких книг стали фактом конкретного (обычного) сознания и практической ориентации, фактом обычных книг и каждодневных размышлений, связались с устоявшимися зрительными образами, стали наглядно-зримым единством" (ЭСТ, с. 225).
Но вот другой аспект того же подхода Бахтина к творчеству Гёте, к типу проблем, решением которых (по мнению Бахтина) Гёте, как художник, занимался:
"Этот большой мир нужно собрать на новой основе, нужно сделать его родным, нужно очеловечить его. Нужно найти новое отношение к прирроде, не к маленькой природе родного уголка - а к большой природе большого мира, ко всем явлениям солнечной системы, к ископаемым богатствам земных недр, к разнообразию географических стран и материков. На место ограниченного идиллического коллектива необходимо найти новый коллектив, споосбный охватить всё человечество (ВЛЭ, с. 382).
(Тут есть сильная корреляция с теми вопросами, которые Макс Вебер освещал не только в своей известной работе "Протестантская этика и дух капитализма", но и в опубликованном после его смерти труде по мировым религиям. Но это - тема для самостоятельного рассмотрения. Покойный Ю.Н. Давыдов отмечал эту "культурологическую параллель" между Бахтиным и Вебером).
Тут важно отметить только то, что литература (выступая в данном случае "социологическим материалом") "зафиксировала" возникновение этого нового феномена. А Бахтин увидел в ней (через возникновение нового типа хронотопа) этот новый феномен и обосновал культурологически закономерности его появления.
А в творчестве Достоевского Бахтин обнаружил и совершенно новый его "хронотопический антипод".
Окончание следует.