О ДОСТОЙНОМ МЕСТЕ ПРАВОСЛАВИЯ В КУЛЬТУРЕ

Mar 11, 2010 16:20


     Телеканал «Россия-24» анонсировал на субботу, 13 марта, на 16.35 (мск) программу. Тема «Место иконы - в храме». С изображением «Троицы» Андрея Рублёва.

Надеюсь, что музейщики и РПЦ договорятся. Ведь договорилась же католическая церковь со светскими властями о размещении в музее "Сикстинской мадонны".

В связи с этим - два соображения.

Во-первых, даже внутри традиции православия - иконы помещались не только в храме, но и в домах исповедующих православие, а также - «на путях». В то же время в ХХ веке, особенно в период «воинствующего атеизма», подвижничество ученых и деятелей культуры открыло еще одно измерение, в котором помещались и существовали иконы, - названное ими «древнерусское искусство». Что, кстати, помогло спасти многие предметы церковного обихода от забвения, да и просто - от уничтожения.

Сегодня внутри русской православной церкви идёт скрытый от посторонних глаз трудный, а возможно, и порой мучительный процесс восстановления-становления РПЦ как социального института. И тут уместно правило, которое сегодня от церкви как социального института требуют соблюдать в Европе: «Если церковь желает быть частью общества, она должна принимать его законы».

Я принадлежу к сторонникам идеи о том, что современная культура России и лучшие её образцы имеют в своём происхождении не только явственные, но даже и преимущественно «православные» корни. Но также понимаю, что во весь период своего существования Россия была поликонфессиональной страной. Эти особенности национальная русская культура, понимаемая как культура нации а не отдельной национальности, должна и обязана была учитывать. И учитывала!

Но с XIX и особенно с ХХ века еще Россия стала ещё и страной со значительной долей носителей атеистического мировоззрения.

По моему скромному суждению РПЦ уже в XIX веке сильно запоздала в своем развитии в качестве социального института, именно, и прежде всего, - в сфере культуры, понимаемой как общение внутри социума. Внутри церковного общения «пастырей с паствой» подразумевалось отношение к пастве как к «стаду», которое следует «пасти» и духовно «окормлять». Но «вовне» такая стилистика общения уже тогда переставала быть действенной. Уже в XIX веке в разы возросло число тех, кто не желал быть «в стаде». А нового языка (новой культурной интонации) для изменявшегося социума РПЦ не смогла подобрать. Быть может и из-за этого тоже случились с нашей страной потрясшие весь мир события века ХХ-го, названного поэтом «веком-волкодавом».

Приведу один, очень поразивший меня пример такого культурного отставания.

Сергий Радонежский как до сих пор не узнанный нами «национальный герой».




Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Меня в своё время поразило, что о Сергии Радонежском и его жизни, как о важнейшем «культурном событии» страны почти никто из историков XIX - начала ХХ века не написал. Упомянуть - упомянули, но и только.

Только Н. И. Костомаров в своей книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» уделил отдельную главу преподобному Сергию. Он оказался единственным, кто поставил эту историческую (а не только религиозную) фигуру в один ряд с такими известными истории деятелями, как Иоанн Грозный или Петр Первый.

Но для меня важнее даже не собственно историческая роль Сергия Радонежского, а именно культурная. Она очень важна для сегодняшней России, когда стало модным говорить о «протестантской трудовой этике» (после знакомства с работами Макса Вебера).

В одном из своих этюдов на своём сайте я процитировал вот эти строки из главы «Преподобный Сергий» книги Н.И. Костомарова о роли монашества в развитии российского государства: "Монашество: продолжало расширяться: где только распространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие: созидались отшельниками, которые сначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольно привлекали к себе товарищей и после обыкновенно делались настоятелями образуемых таким образом обителей. Последнего рода монастыри представляют особенную важность для истории, потому что такие монастыри привлекали население в пустынные места и были одними из главных двигателей русской колонизации. Где являлся монастырь, там около него образовывалось село или даже многолюдный посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля, а около некоторых монастырей учреждались ярмарки, образовывалось средоточие промысла и торговли. Вместе с тем пролагались новые пути сообщения. Сами монахи вначале подавали пример трудолюбия и хозяйственности. Благочестивый обычай отдавать монастырям села делал монастыри не только религиозными, но и хозяйственными учреждениями" (Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 1. Глава 10. Преподобный Сергий).

Вот этот образец «подвижничества в миру», явленный Сергием Радонежским, для меня представляется гораздо важнее даже такой его исторически признанной роли, как «благословение» Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Именно вот этот аспект нашего культурного наследия нами пока и не усвоен. И в нашей культуре сегодня преобладает яркий «подвиг», а не смиренное подвижничество. Как «культурный образец», как «философия поступка», в равной мере приемлемые и для православного, и для мусульманина, и для атеиста.

Вот и Сергий Радонежский остаётся в качестве культурного образца больше в «святоотеческом предании», чем в светской культуре России - до сих пор не узнанный нами в качестве национального героя.




Икона Сергия Радонежского действительно уместна только внутри церковной жизни. Для "выхода" в светские пласты культуры, для понимания его как национального героя нужны совсем другие изобразительные и языковые средства. Чтобы явлена была философия его жизни, как нравственного поступка. Как культурный (а не культовый!) образец для подражания.

РПЦ, философия культуры, культурология, Сергий Радонежский, Костомаров

Previous post Next post
Up