Тема "социологизма М.М. Бахтина", кажется, никем всерьёз не рассматривалась.
Если снова не говорить о "вульгарном социологизме". В нём и Бахтина, и Волошинова, и Медведева обвиняли вдоволь.
Между тем в первом варианте своей книге о Достоевском М.М. Бахтин на этом социологизме даже настаивал.
"В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное произведение внутренне, имманентно социологично. В нём скрещиваются живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент художественной структуры как точку преломления живых социальных сил, как искусственный кристалл, грани которого построены и отшлифованы так, чтобы преломлять определённые лучи социальных оценок, и преломлять их под определённым углом" (Цит. по книге "Эстетика словесного творчества". М., 1979, с.181-182).
Речь, конечно, не идёт о "вульгарном социологизме".
Но пару примеров "социологизма" в книге о Достоевском привести можно.
Сначала самый короткий пример - обсуждение Бахтиным одного из "рассуждений Макара Девушкина из "Бедных людей".
Приведу лишь часть её, которую считаю очень важной именно с социологической точки зрения.
"Отнеслись намедни в частном разговоре Евстафий Иванович, что наиважнейшая добродетель гражданская - деньгу уметь зашибить".(Цит. по кн. "Проблемы поэтики Достоевского". М.1979, с.239).
Бахтин полагал,. что современному для него читателю эта мысль из творчества Достоевского вполне будет понятна.
Но ведь вполне понятна и моему сегодняшнему современнику - тоже.
А вот пример подлиннее. причём не из одного из художественных произведений Достоевского, а - из его журнальной статьи "Среда".
"Кажется, одно общее ощущение всех присяжных заседателей в целом мире, а наших в особенности (кроме прочих, разумеется, ощущений), должно быть ощущение власти, или лучше сказать, самовластия. Ощущение иногда пакостное, т.е. в случае, если преобладает над прочими... Мне в мечтаниях мерещились заседания, где почти сплошь будут заседать, например, крестьяне, вчерашние крепостные. Прокурор, адвокаты будут к ним обращаться, заискивая и заглядывая, а наши мужички будут сидеть и про себя помалчивать: "Вон оно как теперь, захочу, значит, оправдаю, не захочу - в самое Сибирь"... "Просто жаль губить чужую судьбу, человеки тоже. Русский народ жалостлив", разрешают иные, как случалось иногда слышать".
Вот эту часть цитаты "из Достоевского" Бахтин приводит именно более всего по "социологическим причинам". Как - предостережение великого писателя нынешним (и" ранним" и "поздним" советским - для Бахтина) "властителям дум".
Но более важной для Бахтина оказывается основная (и самая длинная) "цитата из Достоевского".
"- Даже хоть и предположить, - слышится мне голос, - что крепкие-то наши основы (т.е. христианские) всё те же и что вправду надо быть прежде всего гражданином, ну и там держать знамя и пр., как вы наговорили, - хоть и предположить пока без спору, подумайте, откуда у нас взяться гражданам-то? Ведь сообразить только, что было вчера! Ведь гражданские-то права (да ещё какие!) на него вдруг как с горы скатились. Ведь они придавили его, ведь они пока для него только бремя, бремя!
- Конечно, есть правда в вашем замечании, - отвечаю я голосу, несколько повеся нос, - но ведь опять-таки русский народ..." .
Оставлю другие части "цитирования! Бахтиным Достоевского (всего они - ещё почти на страницу).
Но вот эту часть, адресованную Бахтиным двум поколениям читателей своей книги о Достоевском, не лишне было бы прочесть и нашим "консерваторам", и нашим "либералам". Я - про "откуда у нас взяться гражданам-то?" Вот это уж точно - весьма социологично.