Прочёл очередной
аналитический материал Михаила Делягина (спасибо обратившему на его моё внимание
Сергею Тимофееву) и задумался о стилистике современной политической аналитики.
Далеко не всю её можно назвать "конспирологической" или "оправдательной". Вот Глеб Олегович Павловский в нынешнем своём статусе (не вполне понятном для меня) быстро отказался от "оправдательной" стилистики. Но и к "конспирологической" примкнуть не смог.
И Делягин - не может. Это какая-то совершенно новая стилистика, к строгому научному анализу имеющая косвенное отношение
Чаще всего она подчиняется методам художественного освоения действительности. Некоторым индивидуально освоенным или присвоенным личностью думающего способом.
Вот некоторые наблюдения Делягина, с которыми вполне можно согласиться.
Например, с тем, что Путин до недавнего времени не собирался "возвращаться" и что"разговоры о его категорическом нежелании возвращаться...скорее всего, отражали реальное положение дел".
Или вот с таким делягинским наблюдением, которое выглядит вполне правдоподобно: "максимальная ненависть к руководству «Единой России» наблюдается отнюдь не у отмороженной оппозиции, а на среднем уровне ее же регионального руководства, - квалифицированных, умных и энергичных людей, вынужденных заниматься разнообразными клоунадами и прекрасно понимающих свою роль".
И то, что говорит Делягин говорит о кадровой политике Путина периода его президентства -
"скрупулезно и заботливо, по кирпичику и по человечку, складывал на протяжении всех 2000-х годов".
У всех этих (и многих других) примеров одна особенность - они достоверны в первую очередь не научно, а - художественно.
(Я сознательно не стал в этом перечне приводить "Сколковский проект" Медведева - как "пиар-проект" последнего).
И вся предлагаемая Делягиным политическая концепция убедительна и достоверна прежде всего (и скорее - только!) художественно.
Не случайна вскользь проброшенная ссылка Делягина на Проханова.
Это ведь Проханов, пожалуй, - родоначальник этого жанра в современной политической аналитике.
В этом жанре неоднократно пробовал себя и Сурков.
Потом в этом жанре сильно проявился Кургинян.
Сейчас его пытается осваивать и Павловский.
В основе этого жанра - художественный, образный метод описания и "конструирования" социальной и политической действительности современной России.
И это - становится мейнстримом российской политической аналитики.