Ожидаемая, хотя и заставшая врасплох, смерть лидера ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи, вызывала ряд самых противоречивых откликов. Особенно - мировых политических лидеров.
"WOW!" - от госсекретаря США Хиллари Клинтон, или заявление самого президента США Барака Обамы "Мы показали, что можно сделать в XXI в., работая совместно" (при известии о смерти полковника) - одни из таких неожиданных реакций (уже
подмеченных М.Ю. Соколовым).
Как-то всё это не сочетается с теми идеалами европейского гуманизма, законными наследниками которых считают себя эти и другие политические лидеры.
Неожиданно об этом напомнил им своим
эссе Муаммар Каддафи, написанным задолго до событий, приведших сегодня Ливию к такому результату. (Кстати, я даже не поверил сперва, что это именно он сам написал). Так близко это (даже стилистически) "Цитадели" Экзюпери.
Но вот что писал когда-то Экзюпери в своей "Цитадели":
"Толпа ненавидит человека, потому что всегда бестолкова и расползается во все стороны разом, уничтожая любое творческое усилие. Плохо, если человек подавил толпу. Но это ещё не безысходность рабства. Безысходное рабство там, где толпе дано право уничтожать человека".
Ну ладно, американцам простительно не читать или забыть Экзюпери.
Но французскому президенту Саркози?
Тем более, что это эссе Каддафи было опубликовано 31 марта сего года французским журналом.
Что-то с гуманизмом в европейских столицах (и не только в европейских) случилось неладное! И случилось явно не сегодня.