Вновь акутальный Бахтин

Aug 16, 2011 14:01

Добротный обзор последней по времени (4-8 июля 1911 года в Бертиноро - резиденции Болонского университета ) , XIV международной Бахтинской конференции  сделал Г.Л. Тульчинский ("Бахтин - проверка Большим Временем").



Что самое интересное, на конференции было констатировано, что позже всего стал раскрываться именно ранний Бахтин, периода написания им трактата "К философии поступка". А между тем именно здесь - квинтэссенция всех его позднейших идей и концептов.

И ещё более интереснее, что Бахтин вновь становится актуален в мире. И особенно - в Бразилии: "...в Бразилии уже несколько лет в средних школах (!!!) читается курс, посвященный кругу идей М.М.Бахтина".

А в России, похоже, многие уже стали о нём забывать. Напрасно.

Кому утомительно читать полностью сам этот обзор, могут прочесть ниже пару больших цитат из него.

"В докладе К.Мэлони (Йоркский универитет, Канада) были рассмотрены два типа эпистемологии несправедливости: выявляемой простым подтверждением фактами и логической аргументацией, а также выявляемой посредством герменевтического истолкования.
Такая проблематика довольно неожиданно выявила перспективу исследования бахтинской идеи «участного мышления» в контексте проблемы «практических рассуждений» (practical reasoning), логики норм и оценок, иллокутивных (предписывающих, побуждающих) речевых актов. Как известно со времен Д.Юма, из знания действие следовать не может. А вот за действием всегда следует знание в качестве интерпретации этого действия, его мотивации. Такая перспектива аналитики участного мышления и философии поступка чрезвычайно актуально - хотя бы в контексте анализа технологий и эффективности пропаганды, рекламы, современных информационных войн, политического и маркетингового манипулирования".

"...на конференции четко выразилась переоценка отношений М.Бахтина и «его окружения». Если еще недавно М.Бахтин выступал как своеобразный культурный герой, «основавший то-то», «давший начало тому-то», которому приписывалось авторство работ Волошинова и Медведева, то теперь уже становится ясным, что «бахтинский круг» это отнюдь не некая «школа», главой которой являлся М.М.Бахтин. Как подчеркнул А.Понцио (Университет Бари, Италия), это было неформальное сообщество интеллектуалов, интенсивно общавшихся, обсуждавших общие темы и проблемы, читавших тексты друг друга, высказывая свои соображения о прочитанном. По мнению С.Падильи (Федеральный университет Мато Гроссо, Бразилия) немалую роль в этом играло неформальное обыденное общение. И у каждого из участников этого общения был свой голос, который со временем звучит все отчетливее и весомее.
Почему же именно М.М.Бахтин стал титульным представителем и выразителем этого круга идей? Нетривиальная роль М.М.Бахтина, по замечанию К.Брандиста (Бахтинский центр Университета Шеффилда, Соединенное Королевство), заключалась, прежде всего, в том, что он, как философ, впитывал интеллектуальный и духовный контекст окружения и его проблемы. Немаловажную роль сыграли и удачная, нетривиальная терминология, которую он использовал: участное мышление, не-алиби-в-бытии, диалог, хронотоп, карнавализация, смеховая культура... Как известно, каждый крупный мыслитель оставляет некие термины, за которыми стоят идеи, вносящие новое видение и понимание мира, общества и человека: абсолютная идея, диалектика Гегеля, сверхчеловек Ницше, симулякр Бодрийяра, деконструкция Дерриды… В этом плане М.Бахтин оставил целую россыпь таких концептов. Кроме того, в силу особенностей своего трудного профессионального пути, М.Бахтин был вынужден заниматься много чем, оставив соображения по чрезвычайно широкому кругу проблем, причем соображения эти изложены не простым языком, стимулирующим интеллектуальные усилия читателя, интерпретатора, переводчика".

философия, философия культуры, Бахтин, культурология, Россия, "наши нравы"

Previous post Next post
Up