Принято начинать с чистого листа, который символически уже содержит в себе всю возможную информацию, а человек лишь выделает одну, игнорируя другую. Так появляется текст, а иногда и форма и смысл. Даже не появляется, но ПРОявляется. Вот и мы начнем с бесконечного нуля или абсолютной непроявленности. С Хаоса.
В переводе с греческого Хаос может быть переведен как "зев", "зевание", "разверстое пространство". т.е. как нечто пустое, однородное, бесконечное. И именно, с этого бесформенного и неопределенного в своих размерах начинается сотворение мира согласно древним грекам.
Из Хаоса возникает Гея (Гайя). Наиболее общий перевод говорит нам о том, что это слово означает Землю, но более вдумчивое рассмотрение значения слова значительно расширяет границы анализа и восприятия смыслового контекста. Гайя - это не просто Земля. Это Мать. Та самая Мать, которая является материей, та самая, которая является одним из самых базовых архетипов жизни, и любой женщины. Гайя - это нечто способное порождать и творить, давать жизнь, оберегать, обладающая силой «животворения». Она уже не столь бесформенна и всеобъемлюща как Хаос, и уже содержит в себе пространство конотаций.
Одновременно с Геей, внутри нее возникает Тартар (подземное небо) и возникает Эрос (принцип влечения, притяжения, тяготения).
Следует сделать ряд дополнений к пониманию образа-символа Тартара. Гесиод отмечает, что "медная наковальня, упавшая с неба, будет лететь до земли девять дней, и столько же дней она пролетит от поверхности земли вглубь, пока достигнет тартара". Тартар это пространство где все возникает и зарождается. Скрытое и тайное место непроявленного одновременного сосуществования Жизни-Смерти-Сна. Тартар это нижнее небо или подземный Олимп, в нем заперты (спрятаны) сонмы хтонических чудовищ. Тартар - это тот же Хаос, но "благославленный" фертильностью Геи…
(Если попробовать привести более простую метафору связанную с зернышком пшеницы, то тартар - это то "место" внутри зернышка откуда начинает прорастать росток…)
Вернемся же к творению Мира. Следующими порождаются женское начало - Никта (Ночь) и мужское - Эреб (Мрак). Которые, в свою очередь, порождают Гемеру - богиню дневного света и Эфир (объединяющая, мирообразующая сила). Здесь содержится еще одно важное обстоятельство - разделение на день и ночь, белое и черное, привитое многим из нас христианским учением, оказывается излишне упрощенным, редуцированным. Правильным было бы делить на Ночь-Сумерки-День, или Темное-Серое-Светлое. Именно наличие медиатора между Тьмой и Светом делает переход одного в другое постепенным, плавным, а главное - связным.
В это же время порождается и огромное количество сил смерти и разрушения (Мом, Керы, Танат, Гипнос (Сон)), Немесида - принцип справедливости(не путать с Фемидой!), Ата - сила обмана, заблуждения, Эрида - сила раздора .
Также Хаосом порождаются и Мойры - силы воплощающие судьбу, рок, участь. Позже они приобретают антропоморфные черты, получая воплощение в обликах трех старух-прядильщиц. Одна отмеряет, другая прядет, третья - режет нить.
С появлением сил смерти и предопределенности, сотворенный мир, начинает приобретать какие-то рамки и границы. Появляется Закон и Предопределенность. Мир непроявленного теперь Со-творен и все что будет возникать позже - будет содержать формы и будет подвержено силам уже существующим в мире (они перечислены выше).
Далее Гея порождает равного себе Урана(Небо), который вступает в союз с Землей и порождает 12 первых богов (титанов), а также трех Киклопов, трех сторуких и много других божественных и полубожественных сущностей. Из двенадцати титанов остановимся на одном, самом младшем - Кроне.
Здесь и начинается начало нашего повествования. Белый лист уже испещрен, какими то идеями и смыслами, задана общая канва повествования, очерчена структура..
Крон (Кронос, Хронос - Время), по настоятельной просьбе и с помощью своей матери Геи, страдающей от сонма своих детей запрятанных в утробе (Тартаре) выступает против своего отца - Урана, оскопляя его серпом.
Серп - это сельскохозяйственное орудие, которое прежде всего ассоциировалось с периодом жатвы, сбора урожая. Серп как символ, с одной стороны, отсылает нас к неиссякаемым, плодородным и созревшим силам природы, с другой стороны, он является символом отсекания, смерти, завершения цикла жизни и перехода в новое качество.
Крон, олицетворяющий неумолимое течение времени, происходящих изменений и необратимости, оскопляя Урана, и, лишая его плодоносной оплодотворяющей силы, тем самым утверждает неотвратимый закон природы о конечности любого явления и процесса и создает прецедент свержения власти наследником.
Стоит сделать акцент на нескольких моментах. Прежде всего Уран не был убит или низвергнут, он просто лишился своей ведущей оплодотворяющей роли. Во-вторых, оскопление стало возможно только лишь благодаря "заинтересованности" и "со-участии" в нем Геи, в-третьих приход к власти Кроноса символизирует начало Времени - начало изменений.
Гея, как возникшая изначально и обладающая абсолютным знанием того "что есть и будет", делает своему сыну Кроносу предсказание (или правильней доводит до сведения факт), что один из его детей лишит его власти. После этого Крон начинает проглатывать всех рождающихся детей, "заключая" их во внутрь себя - в пространство безвремья и постоянства. Лишь младшему из его сыновей - Зевсу, благодаря помощи матери Реи, а также Урана-Неба и Геи-Земли, удается избежать "пожирания". Пребывая в поднебесном мире, находясь под властью Крона-Времени Зевс растет и набирается мощи, хитрости и опыта. И в один прекрасный момент, он вызволяет из "заключения" своих братьев (Посейдона, Аида) и сестер (Геру, Деметру, Гестию), которые не имея опыта Зевса сразу же признают его главным над собой, старшим, и вступают с ним в войну против Крона-Отца. И начинается длительная десятилетняя война в результате которой Титаны вместе с Кроном были скинуты в Тартар (став недосягаемыми, бесформенными силами включенными в жизнь Матери-Геи, мировой порядок стал приходить к новому укладу, ландшафт планеты активно изменился под действием серьезных катаклизмов, которые сопровождали войну.
На этом моменте возникла возможность и появилось желание попытаться очертить реальные временные границы происходящих мифологических событий. Данное желание базируется на гипотезе о том, что помимо ряда символических вещей, любая мифология, по своей сути, есть попытка описать происходившие в реальности события.
Краеугольный камень греческой мифологии мы находим в категориальном аппарате используемым астрологией. Астрология оперирует планетами, названными в честь греческих (римских) божеств. За символизмом планет мы можем найти и Зевса (Юпитер), и Кроноса (Сатурн), и Посейдона (Нептун), и Аида (Плутон) и, даже, Урана.
Согласно гипотезе, реальное время мифологической войны может быть установлено символическим анализом астрологических констелляций. Другими словами мы имеем:
С одной стороны союз Зевса, Нептуна и Аида (Юпитера, Нептуна, Плутона), с другой стороны в четкой оппозиции к ним - Кроноса (Сатурна). Астрологический символизм уже задан. Осталось лишь найти даты удовлетворяющие данному критерию.
Рамки поиска ограничивались промежутков времени от 100000 лет до н.э до 1 года н.э. Данному критерию удовлетворяют 44 периода в несколько лет. Но, рассматривать все, просто, нет практического смысла - на данный момент, в науке, "доисторическая Греция" рассматривается с докерамического неолита (около 6800 - 6500 гг. до н.э). Поэтому крайне маловероятно, что мифология описывала бы процессы, которые никто не смог бы наблюдать и передать потомкам. Поэтому целесообразным, на мой взгляд, будет рассмотрение всего двух из них, наиболее приближенных к историческим реалиям. А именно :
1. Период с 15.09.8601 до н.э по 25.10.8601 до н.э
2. Период с 23.01.8600 до н.э. по 2.02.8600 до н.э.
Построенная на данные периоды натальная карта содержит Сатурн в Раке, где он в изгнании. В противовес "домашнему" Раку - Юпитер, Нептун, Плутон, находящиеся между собой в соединении и расположенные в доме власти - Козероге образуют оппозицию к Сатурну. Еще одним примечательным фактом является соединение этих трех планет с Ураном. Что, с точки зрения мифологии представляется логичным - не могли боги-дети своей силой победить и низвергнуть своего отца - нужна была внешняя помощь. (не могли потому, что являются более частной "системой", которая была порождена более общей).
Подтверждающим являются и археологические свидетельства о большом количестве происходящих в докерамическом периоде катаклизмов в результате, которых поселения перестраивались снова - сверху предыдущих. Факт наличия катаклизмов кажется неоспоримым - учитывая планеты в Козероге, да еще и оппозицию к Сатурну.
Подводя итог - предлагаю считать датой начала титаномахии 8601 -8600 гг. до н.э.
На этом пункте пока ставлю точку. При изложении своих мыслей и написании данной статьи не ставилось целью однозначное установление точных дат событий происходивших в греческой мифологии. Движущим фактором была попытка исследовать происходящие в мифологическом пространстве (а они происходят там постоянно - это одна из характеристик данного пространства) процессы и попробовать сопоставить их с реалиями нашей жизни.