История, образование и ощущение сопричастности

Nov 13, 2012 11:00

Сегодня понесла меня нелегкая разбираться в истории религиозных течений. На поставленные себе вопросы я не ответил, но зато задал много новых и пришел к занимательным выводам.

Для начала  - подход к истории, который был в школе слишком ограничен и не перспективен. Он дал какой то набор фактов, ощущение оторванности всех стран друг от друга, разорванности происходящих процессов, изолированности разных частей мира. И это существенно усложняет жизнь. Заставляет(весьма косвенно, но мощно) замыкаться на себе, своем городе, государстве; искать правых и виноватых; ощущать себя живущим не в огромном мире, но в каком то конкретном месте с четкими границами. А ведь, все происходящее в мире - связано, находиться в постоянном взаимодействии.
Еще один вывод  - мир никогда не был замкнутым и ограниченным. Даже в те далекие времена, от которых сохранились лишь обломки культуры. Количество и качество культурных, торговых и политических связей была просто невообразима.
Есть такая религия - буддизм. Всем прекрасно известно, что религия восточная, что возникла она где то в 4-5-6 веке до н.э., имеет отношение к индуизму, Индии, Тибету, Китаю. А вот оказывается это лишь обрывки знания. Уже начиная с 4 века до н.э. буддизм активно проникает и становиться известен в Греции и Риме и оказывает очень активное влияние на Эллинистический мир. И Эллинизм в свою очередь оказывает влияние на буддизм. Есть даже термин такой специальный - греко-буддизм.
Александр Македонский - великий завоеватель дошедший аж до Индии. Это знаю все. Но мало кому известно, что Македонский вез с собой и философов, которые около 18 месяцев общались с "коренными" представителями буддизма. В итоге:
Пиррон вернулся в Грецию, где основал школу пирронизма, став первым скептиком. Греческий биограф и историк философии Диоген Лаэртский писал, что невозмутимость и отчуждённость Пиррона были заимствованы им именно из Индии. Те, немногие высказывания которые дошли до нас довольно сильно напоминают восточные, возможно буддийские учения:

Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое.
Всё неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями.

Другой философ, путешествовавший с Александром - Онесикрит стал циником и, согласно Страбону, тоже часто высказывался в восточном духе:
Ничто из происходящего с человеком нельзя назвать ни хорошим ни плохим, все эти мнения - всего лишь фантазии.
Освободить разум и от горя и от удовольствия - вот лучшая философия (Страбон, XV.I.65)

А еще в Греции возникало множеств сект греко-буддийской направленности, и кто знает, может быть на их основе и зародились первые христианские секты..
А еще Геракл стал моделью для создания образа одного из защитников буддизма - Ваджрапани.

А ведь был еще и Великий шелковый путь. Который покрывал расстояние от Италии до Китая. Вобщем смотрите на картинке и удивляйтесь сами


И как после все этого можно верить в то, что где то что-то происходит изолированно? Что история есть набор случайностей? Наоборот - возникает стойкое ощущение, что слишком многое произошло не случайно. Слишком многое. 

культура, Античность, буддизм, интересное, история

Previous post Next post
Up