Как выбрать тренинг

Oct 28, 2012 23:21

Полез в свои старые записи. Вот одна из них связанная с тренингами и факторами и выбора. В свое время это статья писалась как ответ на просьбу нескольких моих друзей.

Вопрос тренинга и тренерах является актуальным для большинства людей, кто так или иначе участвует в оных, ценит свое время и деньги, бережет свою психическую целостность, и конечно же, стремится что-то в себе поменять. Ниже представлена попытка выделить основные аспекты тренинга на которые стоит обратить внимание прежде, чем в нем участвовать.


Для начала, стоит отметить, что, любой тренинг, который ставит своей целью обучение человека какому-либо новому типу поведения, новым реакциям, в большей или в меньшей степени, оказывает влияние на психику человека внося в нее свои корректировки.
Иногда эти корректировки незначительны, иногда слишком глобальны и могут вполне менять что то коренным образом в нашей жизни(например весь взгляд на мир и место человека в нем). Иногда эти изменения востребованы нашей психикой(если хотите душой) и несут ей благо, иногда мы оказываемся не готовыми к новым знаниям, а это уже грозит болезнями(как физическими так и психическими).

Желание выделить какие то основные аспекты любого тренинга привели меня к нижеследующим пунктам.

1. Тема тренинга. Это то первое, на что мы обращаем внимание при подборе тренинга. И именно по названию мы осуществляем первичную оценку - интересно или нет, хотим участвовать или нет. Но здесь часто скрывается повод для разочарования: дело в том, что заявленная тема тренинга не всегда отображает реальную тему. На данное явление как правило одновременно оказывают влияние несколько аспектов:
- Не совершенство русского языка, который далеко не всегда дает возможность дать точные определения всем происходящим в психике человека процессам.
- Проблемы мышления некоторых тренеров, которые не всегда способны адекватно сформулировать свою мысль и соответсвенно тему.
- Зачастую отсутствие у участников тренинга знаний основ терминологии, а также отсутствия представления о тех качествах психики, которые будут приобретены. (Нельзя знать (иметь опыт) о том что не испытывал и не умеешь делать)
- Модификация тем под влиянием требований рекламы. Одна и та же тема сформулированная немного другими словами будет пользоваться абсолютно разной популярностью, но, также, и смысл тем будет различный. А вот тренинг для этих двух тем - один и тот же.
- Иногда возможны изменения плана и особенностей тренинга в режиме реалтайм. Это может происходить из-за особенностей собравшейся группы, их психологических запросов на данный момент, особенностей тренера(бывает, что какие то важны решения касающиеся тренинга приходят прямо перед его началом или в процессе). Часто без большого количества опыта разобраться в аспектах данной темы просто не реально.
В качестве выхода из этого затруднительного положения можно предложить следующие варианты. Прежде всего правильней смотреть не на тему, а направление в русле которого проводится тренинг(скажем тренинги продаж, психотерапевтические, консультационные, тренинги личностного роста и тд.). Внутри каждого направления, естественно, существует огромное количество школ, техник и методов, но как правило, внутри направления постулируется одна общая цель и описываются приблизительно одинаковые способы ее достижения. И во вторую очередь стоит обращать внимание на свою интуицию, особенно если она у вас отточена и "не обманывает"Вас.

2. Время - которое длится тренинг. Оптимальная длительность для тренинга 2 часа. Иногда возможны более длинные или более короткие варианты. В этом ключе отдельно стоит выделить тренинги(семинары) интенсивы, которые представляют собой несколько блоков тренингов и вполне могут длиться день, два и более. Наибольшее воздействие на психику(из стандартных) оказывает именно 2 часовой тренинг. Меньше времени - меньше эффективность, больше времени меньше эффективность. Два часа - в самый раз.

3. Стоимость - которую необходимо заплатить за участие в тренинге. Данный аспект должен соотносится с той ценой, которая есть на рынке на данную услугу у других тренеров, а также с субъективной оценкой нужности/интересности данного тренинга для конкретного человека. Бесплатных тренингов не бывает и никогда не будет. Цена как правило определяется на основе нескольких факторов: реальная затрата сил человека проводящего тренинг, востребованность тренинга у людей, степень уникальности тренера (чем более профессионален тренер, чем более единичны в своем роде предлагаемые им темы и техники, тем больше цена).

4. Доступность - то насколько данный тренинг понятен большинству или же нужна дополнительная подготовка и владение специфическим категориальным аппаратом. В этом аспекте возможны специализированные тренинги по какой то узкой теме или же для каких то специалистов. Как правило это оговаривается в описании тренинга.

5. Тренер - человек который проводит данный тренинг. В немалой части эффективность тренинга определяется именно этим человеком. Его умением вести тренинг и работать с группой. Этот человек должен быть лично приятен и симпатичен, даже если вы видели его только на фотографии.
Во вторых - весьма неплохо если этого человека порекомендовали вам ваши друзья. Это говорит о эффективности его работы для ваших друзей и возможно даже для Вас (ведь друзей мы выбираем как правило в чем то подобных себе), НО не всегда то, что хорошо для Ваших друзей будет хорошо и для Вас. И это нужно учитывать. Здесь нужно иметь свой собственный опыт подобных рекомендаций и проверять, когда они полезны, а когда губительны.
Неплохим аргументом "за" при выборе тренера может служить его широкая известность. Но с этим тоже стоит быть осторожным: нужно уметь отличать реальную известность, основанную на эффективности, от результатов пиартехнологий и рекламы. Иногда они пересекаются, иногда нет.

6. Глубина ИСС (измененных состояний сознания). Любой тренинг так или иначе работает с ИСС участников и работает только в ИСС. Общая схема может быть представлена следующим образом - участники погружаются в необходимое ИСС, изменяют, корректируют некоторые структуры своей психики и выходят из ИСС в привычное себе состояние. Сразу же очевидны опасности, которые могут подстерегать.
Участники могут "не выводиться" из ИСС в нормальное. Это может происходить из-за невежества тренера или же наоборот его дальновидности и не этичности. В первом случае - тренер не осознает свой ошибки, во-втором же совершает ее умышленно, чтобы "заставить" человека снова вернуться у нему на тренинг и заплатить деньги. Небольшая байка, которую услышал некоторое время назад: -Говорят что один экстрасенс в Москве за 20 долларов открывают третий глаз. - А почему так дешево?
-Ну так, он за закрытие третьего глаза берет 90 долларов..

Идем дальше
ИСС могут быть разной глубины. Чем глубже ИСС тем оно с одной стороны заметней человеку, а с другой стороны тем более значительны изменения в жизни человека даже от самых незначительных вмешательств на данном уровне. А значит нужно быть предельно осторожным входя в подобные погружения. И осуществлять их лучше с опытным тренером/терапевтом.Для примера - ИСС достигаемое после обычной не очень длительной пробежки является поверхностным. В то время как ИСС достигаемое в процессе гипноза, некоторых видов медитации -является в разы глубже
7. Размер тренинговой группы. Разные тренинги и разные темы могут подразумевать разное количество участников. Оптимальным является число от 5-7 до 15-17 человек.
8. Цели ради которых идете на тренинг. Главное, что здесь стоит отметить - они должны быть и о них стоит помнить на протяжении всего тренинга независимо от того, что и как, будет происходить. Тренинг не должен становиться самоцелью, но лишь средством для достижения каких то конкретных целей. Это в разы повысит эффективность пройденного тренинга и в случае необходимости поможет сохранить Вашу психическую целостность. Дома, после тренинга крайне желательно провести анализ произошедшего с позиций: чего достичь удалось, а чего нет. Как удалось реализовать поставленные цели и почему все произошло именно так. Стоит проанализировать также свое поведение и поведение тренера. Сделать вывод пойдете ли вы наследующий семинар или нет и почему. Часто данная возможность провести анализ предлагается сразу после тренинга в кругу участников. Лучше проанализировать большее количество раз, чем вообще ни одного. Всегда будут новые детали. Если выбор тренера и тренинга происходит на сознательном уровне с помощью рационального мышления, то стоит учитывать все или как можно больше из вышеперечисленных пунктов(+ все те которые я забыл упомянуть))))
(если кто-то что то еще вспомнит - напишите пожалуйста).

Выбор может происходить и принципиально другим способом - интуитивным. Мы видим человека, читаем тему его тренинга(или даже не читаем) и где-то внутри себя четко понимаем, что очень сильно хотим в этому учавствовать. Или же внутри звучит непреодолимое желание : ХОЧУ, и никакие аргументы как то высокая стоимость, или наличие каких то "планов" не уменьшают этого хочу, но лишь делают его ярче и четче.
Но интуицию все-таки я бы рекомендовал оставить на время когда вы будете в ней больше уверены и когда будут исчерпаны все рациональные доводы.

Щиров Алексей (с)

статья-рассуждение, мысли, психология

Previous post Next post
Up