Михаил Осипович Меньшиков "Отсохшие листья"

Jan 20, 2012 17:10

Интересная статья публициста Михаила Осиповича Меньшикова, посвящённая проблеме роста числа самоубийств в Российской Империи в начале ХХ в, написанная им 100 лет назад. Однако, как мне кажется, ввиду схожести проблем настоящего времени и времени столетней давности, статья, мысли в ней вполне актуальны и сейчас.

11 апреля 1910

Из множества людей, каких я знал, никто не умер от чумы и только один (Чайковский) умер от холеры. Между тем, я могу насчитать десятка два самоубийц, мне лично известных. Из них большинство - застрелилось, несколь­ко человек отравилось, один утопился, один повесился. Из этого заключаю, что в моё время, и в обществе, где я живу, чума и холера, по крайней мере, в двадцать раз менее опасны, чем та невидимая зараза, которая губит теперь столько жизней, преимущественно молодых.

На днях отравилась уксусной эссенцией и умерла в страшных мучениях 20-летняя княжна О. Д. Х-ва. Я помню её ребёнком, и встречал жизнерадостной барышней-под­ростком, хорошенькой и шаловливой. А несколько недель назад отравилась уксусной эссенцией и умерла в таких же несказанных мучениях другая девушка, Н. М. К-ва, которую я тоже помню ребёнком и молодой элегантной курсисткой. Немного раньше покончил с собой красивый и блестящий студент и пр., и пр.

Не думайте разгадать тайну самоубийства - она глубо­ка как жизнь и смерть. Если б они вернулись из гроба, эти бледные тени, если б они могли поведать, что их толкало истребить себя, - я уверен, они ничего не могли бы ска­зать яснее тех жалких записок, что оставляют самоубийцы. «Жить не стоит, прошу не винить никого в моей смерти», или «не могу дольше жить». Вот и всё. Кривляки из са­моубийц (есть такие актёрские натуры, что притворяются даже в минуту смерти), те прибавляют ещё какие-нибудь красивые или трогательные, по их мнению, слова, т. е. по­казывают позу, в которой застрелились. Но это - послед­няя слабость жизни, уже решившейся не быть. Хоть крайне редко, но кончают с собой даже выдающиеся по уму люди, но ни один не оставил перед смертью глубокого наблюде­ния над своей отходящей душой. Самоубийством кончали некоторые великие стоики. Один из них - Сенека - оставил философию самоубийства, но это было задолго до необхо­димости ему вскрыть себе жилы. Для меня в тех десятках случаев, которые мне лично известны, все самоубийства были неожиданными. Каждый раз я говорил себе: кто бы мог подумать! Вот уж от него (или от неё) этого нельзя было ожидать! Во всех случаях указывалась, конечно, ближай­шая причина: неудачная любовь, неприятности по службе, карточный проигрыш и т. п. Но ведь каждый из нас знает сотни случаев неудачной любви, проигрышей, неприятнос­тей, от которых, однако, и не думает стреляться. Разве не живут на свете люди в постоянных и непрерывных муках -и всё-таки живут! Разве не прозябают помногу лет чахо­точные, подагрики, ревматики, сифилитики? Разве мало среди нас обманутых мужей и жён, довольно весело пере­носящих своё несчастье? Разве общество не переполне­но людьми, промотавшими состояние и почти забывшими об этом? Вы подумайте: как это быть красивой девушкой, княжной, образованной и богатой, и всё-таки найти пред­лог к тому, чтобы предать себя смертной казни!


Напуганные массой самоубийств родители, у которых на руках подрастают дети, с ужасом думают: что же, од­нако, это такое? Чем объяснить и как уберечь несчастных от какого-то невидимого дьявола, который ходит среди нас и вырывает одну жертву за другой? Не умея, чем помочь, родители начинают философствовать, обвинять себя: это мы - взрослое поколение - причина! Это мы не умеем по­дойти к душе детей своих! Это мы создаём для них безвы­ходное одиночество! Не на кого опереться - вот молодое существо и падает...

Совершенный вздор это, позволю я себе заметить на подобные обвинения. Шильонский узник двадцать лет про­вёл в одиночном каменном подземелье - и не лишил себя жизни. По полжизни живут люди в каторге - и не убивают себя. Мне известные самоубийцы вовсе не были одиноки­ми. Княжна Х-ва имела горячо любившего её брата, бабуш­ку, отца и мать. Курсистка К-ва (дочь тайного советника) имела горячо любившую её сестру, брата, мать и бабуш­ку. Блестяще кончив одну аристократическую гимназию и поступив на курсы, эта барышня имела подруг, среди ко­торых сердце её могло выбирать столько преданности, сколько само давало. Никакой пустыни вокруг самоубийц нет, если не говорить о той бесконечной пустоте, которая образуется в душе несчастного. Такими же праздными мне кажутся объяснения самоубийств неудавшеюся револю­цией. В двух мне известных случаях революция сыграла несомненную роль. Казнь испанского анархиста Ферреро побудила собрать политическую сходку; сходка не уда­лась; революционер-студент от разочарования в товари­щах стрелялся и ранил себя, а влюблённая в него курсис­тка отравилась и т. п. Но это всё внешние, более или ме­нее модные поводы. Не будь революции, стрелялись бы, как Вертер, от неутешной любви или от мировой скорби. Вспомните: трогательный роман Гёте вызвал в Германии целую эпидемию самоубийств, между тем как автор ро­мана, человек гениально-чувствительный, но столь же трезвый, подержал остриё кинжала против сердца и, уви­дав, что он колется больно, отложил орудие в сторону. Пережив в своём широком сердце с полдюжины личных любовных драм и тысячи воображаемых, глубоко-вол­нующих замыслов, автор «Вертера» дожил до 80 лет. Он не стрелялся, а смежил свои орлиные очи, «свершив всё земное», до чина тайного советника включительно. Сов­ременник его - Наполеон I - пережил ужаснейшую, чис­то-Прометееву драму: он потерял империю и основанную им династию, потерял славу непобедимости и свободу. И всё-таки не лишил себя жизни, как не лишил себя жизни и приговорённый к плахе Людовик XVI. А одна из извест­ных мне барышень-самоубийц (тоже генеральская дочь), красивая и молодая, покончила с собой только потому, что мать ей сделала неприятное замечание. Было бы странно в самом деле объяснять эту смерть именно «замечанием», непереносимостью его для слишком чувствительного сер­дца. Ведь, с другой стороны, целыми годами живут жертвы тайных истязаний своих родных, например, жёны и дети, прикованные к стене и забитые до полусмерти. Вы видите, что если жизнь крепко держится, то почти никакие тяжкие несчастия не в силах сломить человека. Огонёк самосо­хранения всё теплится. Если же жизнь держится некрепко, то почти нет такого счастья, которое в состоянии было бы удержать самоубийцу. Сегодня вы его спасёте от револьвера, завтра он повесится. Жажда самоистребления при известных условиях развивается такая же острая, как при других условиях - жажда жить. На все вопросы счастли­вая с виду княжна Х-ва, прекрасная и молодая, говорила одно: «хочу умереть». Она была умна, и бедный разум её, конечно, пытался объяснить себе страстную потребность смерти; вероятно, как многие самоубийцы, она могла бы назвать что-нибудь, что заставило её решиться беспово­ротно, - но это был бы, конечно, условный символ, иерог­лиф той тайны, с которою она, не разгадав её, сошла в могилу. Сегодня, 10 апреля, когда я пишу эти строки, в «Но­вом Времени» напечатан ежедневный список самоубийств со следующими причинами: 24-летняя девушка отравилась вследствие «разочарования в жизни»; 27-летняя девушка выбросилась из третьего этажа «вследствие ссоры с сест­рой»; 17-летний дворянин отравился по причине, которую «объяснить отказался». Наконец, четырнадцатилетняя де­вочка повесилась «от безнадёжной любви»...

Древо жизни

Ясно, что видимыми причинами нельзя объяснить за­гадку самоубийства. Может быть, её вообще понять нельзя, ибо человек есть существо непознаваемое, как справедли­во сказал Карлейль. Есть многое загадочное из потусто­ронней нашей жизни, что входит в эту жизнь. Разве вы не чувствуете в себе, что мы живём здесь - и одновременно где-то, за какими-то наглухо закрытыми дверьми, и что там совершаются громадные для нас события, влияющие - иногда могущественно - и на эту жизнь? Здесь, в этой ощутимой природе, мы как листья в солнечном свете, но что делается там, в далёкой глубине, где роются корни на­шего духа? Переживая химию усвоения лучей, подозрева­ют ли листья о химии усвоения земных растворов? Подоз­ревают ли они, что эти процессы так тесно связаны?

Сохнут корни, сохнут листья...

В ужасном явлении самоубийства нужно раз и навсег­да отрешится от некоторых предрассудков, например, от того, что самоубийцы будто бы какие-то исключительные люди. Вовсе нет. Лично мне знакомые самоубийцы все' были не ниже уровня, однако и не выше его. До момен­та самоубийства никто не подозревал за ними чего-нибудь необыкновенного. Я думаю, что к самоубийцам примени­мо замечание Шопенгауэра относительно сумасшедших: с ума сходят только слабые головы. Убивают себя люди с по­ниженной жизнеспособностью и в каком-то крайне важном отношении - неудачники. Самоубийцы обыкновенно гаснут как светильня без масла: исчезает нечто, дающее матери­ал для горения духа, и он получает повелительную потреб­ность потушить себя. Боюсь философствовать на эту тему, она так для многих печальна. Мне хочется высказать только одну мысль, чтобы сочувствующий ей читатель сам развил её в подробностях. Мне кажется, человек лишает себя жиз­ни личной, когда выходит из источника её - жизни рода.

Что такое жизнь рода? Это - корни нашего бытия; это всё, что мы повторяем в себе и передаём для повторения дальше. Таковы все животные процессы, такова же в здо­ровом быту и вся духовная жизнь. Мы дышим и ощуща­ем как тысячи поколений предков. Мы не задаёмся даже вопросом о том, чтобы дышать иначе, чем они, или иначе переваривать пищу. Жизнь рода течёт через нас, как через одно из бесчисленных колен какой-то бесконечной трубы. Вся наша задача в том, чтобы быть исправными держате­лями нашего момента жизни и передатчиком её дальше. Всякое сколько-нибудь резкое отклонение от этой жизни рода составляет уродство и болезнь. С индивидуальной точки зрения, родовая жизнь есть жизнь вечная: она была до нас, мы умрём, а она потечёт дальше, в потомстве на­шем. Без доказательств прошу принять, проверив на себе лично, что только тогда человек и счастлив, только тогда и чувствует в себе полноту жизни, когда он живёт жизнью вечной, жизнью всех своих предков, полученной из недр природы. Неудержимым бегом мчится поток бытия сквозь ваши мускулы и нервы, вы ощущаете страстное биение сил и радость удовлетворения. Как одно из звеньев бесконеч­ной цепи рода, вы выдерживаете напор каких-то действий, которые вам предназначено повторить, и в этом ощущаете цель и смысл своей индивидуальности.

В обществе органическом, сложившемся веками, ду­ховная жизнь, как и животная, принимает характер вечной жизни. Ваш дед духовно так же жил, как и прадед, как и прапрадед, он так же точно глядел на мир, как они, он тою же горел верой в невидимого Бога, трепетал тем же востор­гом и страхом пред видимым отражением этого великого духа - в природе. В обществе, органически установившем­ся, человек налажен и телом, и душой по образу своего рода, своего народа (ибо породою каждого из нас следует считать весь родной народ: каждый из нас всего лишь за одну тысячу лет имеет десятки миллионов предков). Нала­жен рост и все ткани тела. Налажены вкусы, предрасполо­жения, влечения. Налажен гений расы. В общем, древнем как нация, языке, в общей религии, в общей народной фи­лософии и поэзии налажена драгоценнейшая стихия счас­тья: единодушие. Отдельная личность безотчётно любит, что любят все, и думает не иначе, как все. Это значит, что любовь и мысль человека не встречают никаких секущих или противных сил, а только попутные, поддерживающие, влекущие дальше. Отдельный человек во всевозможных отношениях двигается совокупной силой всего общества: как солдат в строю, он идёт нога в ногу с громадной массой, под общую музыку, под общий повелительный ритм. При таком движении нельзя упасть и нельзя отстать - откуда-то берутся силы; даже слабая душа - стеснённая стройной толпой сочувственных душ - несётся в общем человечес­ком потоке. Каждое индивидуальное влечение попадает в хор гармонически настроенный; личная жизнь ощущает по­кой и счастье, затерявшись в этой неизмеримо громадной вечной и родной ей жизни общества. Как вы думаете, читатель, - возможны ли в таком обще­стве эпидемии самоубийств? Я думаю - нет. В таком об­ществе достигнута экономия каждой жизни, высшее бере-жение её - поддержкой со всех сторон. Таков был древний органический режим, слагавшийся бессознательно, как вся природа. В нём достигалось естественное распределение жизни, и норма бытия приходилась по силам каждой ин­дивидуальности. Обратитесь к преданиям и историческим документам: ведь, в самом деле, ещё не так давно были времена, когда самоубийства считались крайней редко­стью. Если самоубийства нынче участились и выросли в зловещее явление, то причины тому должны лежать в но­вых условиях общества, а не в старых.

Новое общество... Я думаю, самая больная черта его та, что оно менее общество, чем прежде, и часто не обще­ство вовсе. Мы унаследовали язык, уже не покрывающий собою новых явлений. Старое общество носило это имя отому, что толпа людей действительно проникнута была |бщими началами, общей верой, общим разумом, общим ушевлением. Теперешнее же население утратило эту бщность - не полностью, конечно, но в значительной сте-ни. Оно перестало быть живой гармонией, хором душ, е. перестало быть обществом. Оглядывая известную не часть жизни знакомых самоубийц, я почти каждого из их вижу на грани общественного перелома. Отцы и матери ещё веруют в Бога, хотя и охлаждённым сердцем, - но сами самоубийцы едва ли имеют эту веру - по крайней мере, в движущем, поднимающем дух состоянии её. Ис­кренняя вера есть ведь искренняя надежда; самоубийцы же, очевидно, те несчастные, что потеряли всякую надежду. Мне известные самоубийцы все принадлежали к совре­менной русской интеллигенции, охваченной со всех сторон растлевающим еврейско-масонским нигилизмом. Суть ни­гилизма состоит в отрицании вечной жизни, в презрении к жизни рода, в постановке индивидуального «я» выше все­го. Но индивидуальное «я», по достаточном испытании его, оказывается круглым сиротой; это ничтожество, близкое к нулю. Отвлекитесь мысленно от стихийной жизни, отступи­те, если можете, от родного человечества хотя бы на один вершок - и вы уже беспомощны, вы безумно жалки.

Мне кажется, что самоубийцы - самые крайние из жертв того морального опустошения, которое вносит в мир дезорганизация общества, разобщение людей. Не одни самоубийцы жертвы; я думаю, все мы, сплошною массой, испытываем переживаемую катастрофу: одни изувечены меньше, другие совсем раздавлены. Мы с вами, читатель, не налагаем на себя рук, но разве не чувствуем и мы вре­менами тяжких нравственных состояний, трудно передава­емых словами? Разве не мучит нас общественный раздор, какая-то враждебность, отравляющая атмосферу, невоз­можность говорить с множеством людей так доверчиво и по-братски, как когда-то в детстве? Чтобы понять психоло­гию самоубийств, приглядитесь к знакомым вам случаям, взвесьте все жизненные условия несчастных. Чаще всего перед вами такая картина: бабушка и дедушка - крепкие бытовые люди. Аристократы или крестьяне - всё равно, но это люди с поддерживающей их тёплой верой, с миро­созерцанием старого, когда-то согласного общества. Отец и мать - люди, уже тронутые нигилизмом, уже скептики, уже злорадные отрицатели. Что же остаётся детям, как не одно их жалкое «я», исчезающее в бесконечности времени и пространства? Ещё недалёкие наши предки чувствовали себя гордо в мире: носители в себе жизни вечной, они сме­ло глядели в лицо вечности. Человек с душою рода своего говорил природе: «Я такой же поток жизни, как ты, - безна­чальный и бесконечный. Если в тебе дышит бессмертное божество, то и во мне - бессмертное божество. Лично я умру, но душа моя, но вся жизнь моя потечёт дальше - в вечную твою глубину». Вот этого массового, собирательно­го, колоссального самочувствия уже не имеет современный человек. Как элемент бесконечно большой, но рассыпав­шейся стихии, он чувствует себя бесконечно малым. Как в математике дифференциал, отдельный человек нынче охватывается страстью приблизиться к нулю, убить себя.

И богатая княжна-красавица, и нищая подёнщица -жертвы дробления и общественного раздора. И на верхах, и в низах идёт крушение человеческого общества; исче­зает общая сила, поддерживающая отдельную слабость. Самоубийства неизбежно должны расти; они будут расти и, может быть, в степени ужасающей и невероятной для нас. Тысячи благополучных юношей и девиц сейчас ещё не наложили на себя рук, и, может быть, никогда не нало­жат, но берегите их: они в опаснейшем состоянии. Они сами не знают, что с ними творится и чем окончится, но бес опустошения вошёл в их душу, расстроил её, отколол от жизни вечной. Помогите им, сколько можете, опять войти в родовой поток, придвиньте их к единодушию с предками, верните хоть немножко к древней вере в жизнь. Наплыв чужого до крайности расстроил своё, он растрепал народ­ное наше единство, т. е. самую ось общества. Пробуйте же бороться с этими мертвящими влияниями - может быть, вы и спасёте своих детей и внуков.

1910, самоубийства, михаил осипович, меньшиков, отсохшие листья

Previous post Next post
Up