Заключительный пост цикла "Библия для новичков". Подведение итогов двух лет.
Лонгрид, но оно того стоит.
Последняя книга Библии - Откровение Иоанну Богослову. О ней я уже писала здесь:
https://alex-seevna.livejournal.com/290871.html Повторяться не буду, просто добавлю несколько мыслей.
В Отк. 5:10 говорится:
"Ты сделал их царством и священниками для Бога, и они будут царствовать на земле!"(перевод NRT),
а в Откр. 21:1:
"Потом я увидел новое небо и новую землю. Первого неба и первой земли уже не было, моря тоже больше не было."
Фактически здесь (и в сотне других библейских мест) говорится о райской земле.
Это очень важный момент, связанный с пониманием пророчеств о Мессии и о Царстве Бога, а также с восприятием Библии - она состоит из двух тесно связанных частей ("Заветов"). Поэтому христианство и иудаизм - не две разные религии, а две тесно взаимосвязанные, ведь Христос не основал новую религию, а просто исполнил пророчества, ранее данные Богом через пророков.
Пророки Захария и Иеремия пишут, что потомок Давида вернет себе власть и осуществит грандиозные преобразования. Они пишут о будущем. Этого и ждали иудеи. Обратим внимание, что новый царь из династии Давида будет править на земле, а не на другой планете, в другом измерении или в духовной сфере. Что совершенно логично, поскольку на земле правили все его предшественники. Однако есть одно важное отличие - будущее царство Мессии (Помазанника) будет охватывать всю землю ("до концов земли").
Особенно интересен здесь текст из Захарии 9:9-10. Это пророчество состоит из двух частей, из которых первая уже исполнилась (Христос въехал в Иерусалим на осле). Второй части только предстоит исполниться: мир народам и владычество до концов земли. И если первая часть пророчества уже исполнилась, и это исторический факт, то какие у нас есть основания сомневаться в исполнении второй части?
В миролюбивом царстве праведного царя будут уничтожены все атрибуты войны
(Исайя. 2,1-5; 11,6-9; Михей. 5,10 и комментарии.)
В Библии говорится, что Иисус будет царствовать над домом Иакова. А где находился дом Иакова - на небе или на земле? Иисус будет править там же:
"Он будет велик. Величию Иисуса как Сына Всевышнего предстояло превзойти величие, предреченное Иоанну (ст. 15). Престол Давида, отца Его. Еще Давиду было предречено, что Мессией станет один из его потомков (2 Цар. 7,12-16; Пс. 88,30). 33 Царству Его не будет конца. Вечным царством может быть только Царство Божие" (Новая женевская учебная Библия).
Итак,можно с уверенностью утверждать, что Царство Бога - это и есть земной рай.
Именно так это учение понимали все еврейские слушатели Христа, которые знали эти пророчества с пеленок. Когда Христос позиционирует себя как Мессию и исполнителя пророчеств, он обращает внимание слушателей на те пророчества, которые они уже хорошо знают. Им не нужно было дополнительно объяснять, о каком царстве идет речь. Вспомним, как отреагировал апостол (тогда еще будущий) Андрей, узнав об Иисусе: "Мы нашли Мессию" (Иоан. 1:42). Он нашел того, о ком уже знал и кого ждал, а не какого-то нового проповедника новой религии. По этой же причине Христа с полуслова понял разбойник, которому Христос пообещал жизнь в раю (Лук. 23:43). Вот почему в Новом Завете это учение не разжевывается во всех подробностях. Иисус и апостолы строят на том основании, которое уже было. Но если мы отбросим Еврейские Писания, презрительно заклеймив их "ветхими", тогда у нас появится пробел в знаниях и масса вопросов.
В райскую землю верили ранние христиане еще долго после апостолов.
Кто-то может возразить: но ведь царство названо небесным.
Во-первых, небо символизирует Бога и все, что от него исходит, все святое и праведное. Вспомним: "Небо - мой престол" (Деян. 7:49; Мат. 5:34; 23:22). Во-вторых, оно в буквальном смысле правит с неба, из символического небесного Иерусалима. Евреям была понятна эта метафора: Давид тоже правил своей страной из Иерусалима, который находился на горе Сион, то есть на довольно высоком месте. Если можно находиться на горе и править долиной, то точно так же можно находиться на небе и править землей. Даже Иоанн, описывая небесный Иерусалим в видении, описывает его не как изолированное от земли место, но как "сходящий с неба" (Отк. 21:2). Куда он сходит, если не на землю? Он светит "спасенным народам".
Все образы и прообразы небесного Царства тесно связаны с землей и ее обитателями. Это и не может быть иначе, поскольку Мессия и его царство - это средства "разрушения дела диавола" (1 Иоан. 3:8), а от этого дьявольского дела, как мы знаем из первых глав Бытия, страдает в основном земля. Дьявол изгнан с небес.
И вот тут мы приходим к хилиазму:
Хилиазм (от греч. chilias - тысяча) - вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин (хилиазм) обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве (БЭС).
Энциклопедия "Британника":
Милленаризм, он же хилиазм - учение, выраженное в Откровении Иоанна, последней книге Нового Завета, гласящее, что Христос установит 1000-летнее правление святых на земле (миллениум) перед Последним Судом.
(Обратим внимание на фразы "царство бога и праведников" и "правление святых на земле" - это говорит о том, что Христос будет править не один. Ириней Лионский высказывался похожим образом: «Удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т.е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его» (Опровержение лжеименного знания). Христианский мыслитель 17-го века Джон Мильтон написал в своей поэме «Возвращенный рай»: «(Христос) верных наградит блаженством в Небесах иль на Земле; ведь Раем станет вся Земля тогда, Эдемский далеко превосходя необозримостью счастливых дней».)
Почему же тогда сегодня мало кто в это верит?
В Новейшем философском словаре говорится:
Христианство, став официальной религией Римской империи (324 г.), отказалось от изменения земных порядков, сделало упор на идею потустороннего воздаяния и осудило хилиазм как ложное учение.
Большая советская энциклопедия:
После того как христианство стало государственной религией Римской империи (4 в.), сложившаяся христианская церковь, усмотрев в хилиазме идеологию, враждебную существовавшему миропорядку и принижающую «спасительную» роль церкви, начала жестоко преследовать хилиастов как еретиков.
Вот так номер!
Ясное и понятное учение Библии вступило в противоречие с интересами определенных религиозных организаций, и они решили от него избавиться.
Сегодня эти организации всё так же активны и всё так же хотят влиять на то, во что мы верим. К счастью, у каждого из нас есть своя голова на плечах, и мы можем выбрать, во что верить - в учение Библии или учения церкви.
Кто-то скажет, что "сектанты" ошибаются
в эсхатологии. Да, в ней много нюансов. Это непростая тема. Но гораздо важнее другое: "сектанты" (скажем прямо - это свидетели Иеговы) на сегодняшний день являются практически единственной конфессией, которая сохранила первоначальную христианскую веру в тысячелетнее царство Христа и святых над райской землей, населенной людьми.
Даже если они в чем-то неправы (а кто прав во всем?), никто не стоит ближе них к правильному пониманию этого ключевого библейского учения. Я предлагаю всем непредвзятым искателям истины поразмышлять об этом.