Nov 19, 2013 23:26
Сразу оговорюсь, что я не располагаю схемой. То есть, проектная у меня есть, но она так плохо переснята, что лучше нарисовать заново, чего я не умею. Если кто-то мне её нарисует, я буду очень благодарен.
Первый проект одесского троллейбуса был подготовлен харьковским Гипроградом в 1940 году. Одесса росла, трамвай ветшал и даже начавшаяся реконструкция линий на нормальную колею не могла предотвратить его моральное старение. Немалую долю парка составляли вагоны с маломощными двигателями И-104-В на 27 КВт (мощность немного больше, чем у двигателя «Оки»), а пути были изношены. И, как и во многих городах того времени, троллейбус казался выходом из ситуации.
Проект харьковчан был большим, обоснованным, дополнял тогдашний генплан и тому подобное. К 1947 году планировалось построить семь маршрутов, смелость в решениях которых сейчас удивляет.
1 «Вокзал-Пересыпь»: Привокзальная площадь - Пушкинская улица - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - улица 10-летия Красной Армии (Преображенская) - улица Чкалова (Дерибасовская) - улица Халтурина (Гаванная) - спуск Молокова (Военный) - улица Старостина (Приморская) - улица Бажакина (Головатого) - Круглая площадь.
2 «ЦПКиО-Пересыпь»: ЦПКиО им. Шевченко - бульвар Дзержинского (Лидерсовский) - улица Белинского - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - Пушкинская улица - улица Чкалова (Дерибасовская) - улица Халтурина (Гаванная) - спуск Молокова (Военный) - улица Старостина (Приморская) - улица Бажакина (Головатого) - Круглая площадь.
3 «Вокзал-Островидова»: Привокзальная площадь - Пушкинская улица - улица Чкалова (Дерибасовская) - улица Льва Толстого - улица Франца Меринга (Нежинская) - улица Островидова (Новосельского) - улица Пастера (?).
4 «Малый Фонтан-Островидова»: Пролетарский бульвар - улица Белинского - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - улица 10-летия Красной Армии (Преображенская) - улица Франца Меринга (Нежинская) - улица Островидова (Новосельского) - улица Пастера (?).
5 «Аркадия-Вокзал»: Аркадия - Новоаркадийская дорога (Генуэзская) - Сапёрный переулок (Пионерская) - Пролетарский бульвар - улица Белинского - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - Пушкинская улица - Привокзальная площадь.
6 «ЦПКио-Завод Январского Восстания»: ЦПКиО им. Шевченко - бульвар Дзержинского (Лидерсовский) - улица Белинского - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - улица Хворостина (Прохоровская) - улица Мизикевича (Степовая) - Станция «Товарная».
7 «Площадь Маркса-Завод Январского Восстания»: Площадь Карла Маркса (Екатерининская) - бульвар Фельдмана (Приморский) - улица Чкалова (Дерибасовская) - улица Льва Толстого - улица Франца Меринга (Нежинская) - улица 10-летия Красной Армии (Преображенская) - улица Леккерта (Большая Арнаутская) - улица Хворостина (Прохоровская) - улица Мизикевича (Степовая) - Станция «Товарная».
Вариант линии 7: Площадь Карла Маркса (Екатерининская) - улица Карла Маркса (Екатерининская) - улица Чкалова (Дерибасовская) и далее как в предыдущем варианте.
Проектом, в частности, предполагалась полная ликвидация трамвая на Пролетарском бульваре (16 и 17 маршруты) при сохранении линии по Новоаркадийской (проспект Шевченко, 25 маршрут), закрытие линии 22-го трамвая по Старостина со всеми соединительными линиями (спуск Молокова, спуск Кангуна (Польский), Фрунзе (Балковская)), линии по Леккерта (5 и 16 трамвай), Франца Меринга (15 трамвай), Хворостина (21 трамвай), причём взамен последней предполагалась постройка линии по улице 19-го февраля (Богдана Хмельницкого). На улице 10-летия Красной Армии трамвай и троллейбус должны были идти параллельно.
Горисполком и трамвайный трест внесли свои коррективы. Ещё в 1940 году было решено открыть первую очередь на базе проектной линии № 3, но изменив её таким образом, что она уже не поворачивала с улицы Льва Толстого, а шла прямо к площади Льва Толстого. От линии по бульвару Фельдмана исполком горсовета отказался ещё после представления проекта. Линия по Старостина была перетрассирована через спуск Кангуна. Но самые существенные коррективы внесло время. На 1941 год у трамвайного треста были большие планы. Ожидалась перешивка линии 28-го трамвая, «моторизация» 22-го трамвая (очевидно, замена автобусом), получение новых вагонов, включая четырёхосный М-38 московского образца и самое главное - пуск первой очереди троллейбуса. Но все карты смешала война. Новые троллейбусы были вывезены окупантами вместе с оборудованием линии и вернулись только в 1945 году. Послевоенная отстройка города, принятие нового генплана, демонтажи трамвайных линий... От первого проекта осталось не так уж и много. Троллейбус рос, трамвай всё больше сдавал позиции. В принципе, продолжается это и по сей день, разве что с тем изменением, что пуск троллейбуса по трассе закрытого трамвайного маршрут стал едва ли посильной задачей из-за отсутствия финансирования.
трамваи,
троллейбусы,
проекты