Раз уж ЖЖ стал более-менее стабильно работать...
Это - трамвайное депо, открытое первоначально как коночное в 1898 году и названное Ришельевским. В 1910-1912 гг. оно было реконструировано, старые здания были разобраны, однако коночные вагоны в него вернулись и задержались до 1920-х годов: конка вернулась на одесские улицы в 1921 году, спустя два года после прекращения подачи электричества.
Уточнение, сделанное в 2014 году. Вся информация актуальна на момент написания этого текста.
Изначально оно было рассчитано на четыре бокса, нумерация идёт слева направо. В 1935 году достроили пятый бокс для обслуживания вагонов широкой колеи: с депо имени Ленина (которым оно пробыло с 1924 по 1998 год) началась перешивка Одессы на колею 1524 мм. При послевоенной реконструкции под руководством Леонида Юхима, боксы 1 и 2 были частично отданы ремонтному заводу, который почил в 2004 году и помещения перешли в частные руки.
Над созданием облика трамвайной инфраструктуры трудились известные одесские архитекторы - здания депо строились Львом Влодеком, административные - Адольфом Минкусом, остановочные павильоны создавались при участии Лазаря Белкина и Семёна Ландесмана, мосты проектировал Михаил Безчастнов. Административное здание трамвайного депо № 1 с 1931 года занимает администрация КП «ОГЭТ».
Перед зданием установлен памятник работникам одесского трамвая, погибшим в годы войны.
За административным зданием - бывшие вагоноремонтные мастерские и подстанция. Они уже на территории депо.
Обратите внимание на пути - на 1-м пути депо сохранена совмещённая 1000-1524 мм колея, использовавшаяся в Одессе в 1934-1971 гг.
Фасад бывших мастерских со стороны депо (фото утрачено).
Часть бокса 1 по-прежнему принадлежит депо. Из него выходят модернизированные вагоны депо № 1, также на 3-м пути расположена покрасочная камера.
Салон вагона в завершающей стадии модернизации
Другой вагон ожидает своей очереди на покраску
Не так давно в депо приезжал гость со Слободки - вагон 4051 прибыл для восстановительных работ.
Под 2-м боксом списанные вагоны ожидают разборки.
Оттуда они отправляются на хозяйственный двор, где проходит окончательная утилизация. Последний этап перед постановкой на хоздвор - демонтаж бортов.
В 3-м боксе кипит жизнь.
Прямо у выезда растёт вишня, а напротив, у забора хоздвора - груши.
У стены 4-го (ревизионного) бокса. На эти пути вагоны осаживают задним ходом - сквозного проезда через 5-й бокс, стоящий на этих путях, нет.
Здесь вагоны проходят покраску....
...ожидают своей очереди на выпуск...
...ремонт...
...или списание.
Здесь же стоит сгоревший вагон техпомощи, который до 1989 года был пассажирским и работал на тупиковом 19-м маршруте
фото Юрия Анисимова, 2006
Сам пятый бокс заперт, в нём обитают некоторые нерабочие пассажирские вагоны, снегоочистители, экскурсионный вагон и тележки со списанных вагонов. На фотографии можно видеть замурованные окна 4-го бокса, а крышу после пожара 1964 года настилали заново.
За 5-м боксом располагается 21-23 пути. На 21-м пути установлена мойка.
А на 22 пути ожидают своей судьбы нерабочие вагоны
Кроме основной части, в депо есть упоминавшийся хоздвор (там же - центральный склад), территория бывшего ОРЗЭТа и учебно-курсового комбината. На хоздвор идёт отдельный путь, в конце которого скучают сараи из ЗиУ-5 и Татры, ещё недавно там стояли два троллейбуса из Кировограда, которые прибыли на ремонт и назад не вернулись.
фото Юрия Анисимова, 2006
Один из кировоградских невозвращенцев. Оба троллейбуса утилизированы в 2009 году.
Когда-то в цехах размещался ОРЗЭТ (Одесский Ремонтный Завод ЭлектроТранспорта), до него - вагоноремонтные мастерские. До перешивки между цехами шёл тупиковый путь.
На площадку у комбината ведёт отдельный путь с Водопроводной
На остатках кольца сохранился совмещённый путь.
Единственный в Одессе поливомоечный вагон одиноко позирует перед зданием службы подвижного состава.
И напоследок - кадры из фильма «Человек с киноаппаратом» (1929, реж. Дзига Вертов), за которые автор благодарит SaMoVar с Одесского форума.
Все фото мои, если не указано иного авторства. Разброс по датам - с 2008 года по 2011 (и ещё два фото 2006 года).