Мотивы труда, и два рога изобилия одного быка тотальной роботизации.

Mar 26, 2019 12:24

«Старшему сыну задали задачу на тему: О пользе труда. Черт знает, какие темы задают детям. Поистине не понимаю, какая такая польза труда! Труд, это - проклятие. Бог, изгоняя из рая, проклял людей трудом!» (Влас Дорошевич. «Это всегда так пишется»).

В 1960-х НТР породила робототехнику, и показала путь к тому, о чем люди мечтали с античности: к Рогу Изобилия. Но Рог Изобилия несет угрозу разрушения главной оси политэкономии, существовавшей также с античности. Эта ось - нищета. Все общество построено на нищете. На том, что различных благ, включая жизненно-необходимые, недостаточно на всех, и люди получают эти блага, только если они (далее 1 или 2)…
…1. Или трудятся (причем даже предельные трудозатраты дают только малую долю желаемых благ)
…2. Или присваивают результат труда других людей (именно такой путь приводит к достатку, и подъему человека по ступеням пирамида статусов/успешности).
Беднота, вынужденная трудиться, чтобы выжить, испытывает постоянную ненависть и зависть к богачам, живущим без труда и в достатке. Беднота стремится разбогатеть и не работать. Можно водить бедноту за этой морковкой перед носом, как осла в притче.
Традиционно такая схема считается единственно возможным строением в обществе.


Традиция сформировала постулат или догмат следующего вида:
*Если люди получат материальное изобилие без труда, то они перестанут заниматься целенаправленной деятельностью, и цивилизация разрушится *
Мечта о Роге Изобилия стала считаться главной угрозой, страшнее атомной войны.
Нищета стала считаться не проклятьем, а главной общественной ценностью.
Политики не произносят это вслух, но очень прозрачно намекают на это, рассуждая о «контроле над технологиями» и о «сохранении рабочих мест при роботизации».
СМИ тиражируют их речи, и уже в частных разговорах типичным стало высказывание вроде: «надо ограничить роботизацию, иначе мы, люди, будем не нужны».
Будто люди (уточним: простые люди, а не богачи) - это такой рабочий скот, способный только трудиться и жрать, или жрать просто так, если голод не заставляет их трудиться.
Будто если для простых людей нет продуктивной работы, то надо придумывать для них декоративную работу (bullshit job), занимающую стандартную 5-дневку, на 40 рабочих часов в неделю - чтобы эти люди трудились, а не деградировали от безделья.
Будто нельзя давать людям ничего просто так (без их труда), а в крайнем случае можно давать им просто так лишь прожиточный минимум (безусловный основной доход), не больше, иначе они обленятся и впадут в одичалое состояние.

Такого мнения придерживаются даже типичные коммунисты. Их программы обычно содержат пункт о Роге Изобилия (дающего всем по потребностям), но - только после воспитания «нового человека», для которого труд - главная потребность, а все прочие потребности будут «здоровыми и разумными, свободными от излишеств и капризов». Заметим: типичная коммунистическая схема похожа на «протестантскую этику и дух капитализма» Макса Вебера (труд и бизнес, прежде всего: культовая добродетель). В указанной книге отмечено: люди в «докапиталистической традиции» стремятся лишь обеспечить свои обычные потребности, и не стремиться к наживе сверх этого.

И типичные коммунисты, и последователи Вебера, предлагают перепрограммировать «традиционного» (докапиталистического, докоммунистического) человека, так, чтобы ценности Пирамиды стали для него важнее, чем свое свободное время. И те, и другие, следуют принципу: «человек для общества».

Трансмарксизм следует противоположному принципу: «общество для человека». Т.е. структура общества (Пирамида, построенная еще при рабовладельческом строе) будет перепрограммирована под естественные потребности человека, среди которых второе место (после жизнеобеспечения) занимает свободное время. Это понимал Джон Кейнс (теоретик Второй Индустриальной революции) - говоривший об уменьшении рабочей недели с 40 до 15 часов. Ключевые слова: естественная потребность. Факты таковы: в индустриальную эпоху был достигнут высокий уровень материального благополучия работников - во всем, кроме свободного времени. Желание работника, прежде всего, увеличить свободное время - это не лень, это естественная компенсация. Практически известно: человек, предоставленный сам себе, не бездельничает 7 дней в неделю. Его психика подталкивает к той или иной целенаправленной деятельности. Исследования равновесного времени деятельности и отдыха, вроде бы не проводились, но интуиция подсказывает: Кейнс не спроста назвал 15 часов в неделю. Можно исходить из этого.

Можно, впрочем, исходить из наблюдаемого поведения ранних пенсионеров (ранние пенсии есть в ряде профессий, например 45-летние военные пенсионеры в США). По теории «ленивого человека», они должны лежать не диване, пить пиво и смотреть TV, однако в реальности так поступает меньшинство. Большинство из них ведут активную социальную жизнь: организуют клубы, пишут мемуары, агитируют на выборах, и т.п.

Можно посмотреть вообще на деятельность людей вне работы. Бесплатные волонтеры различных организаций, а также фотографы-любители, спортивные туристы, уфологи, археологи, радиолюбители, моделисты, ролевые игроки, домашние и дачные садоводы, аквариумисты, собачники, кошатники… Нет смысла перечислять - тут слишком много вариантов. Кто-то возразит: это не работа, а хобби. Да, хобби, однако это регулярная и целенаправленная деятельность, требующая квалификации и трудозатрат, без всякого материального вознаграждения. Напротив: хобби - это материальные затраты.

Мотивы для хобби разные, иногда смешанные. Самовыражение. Соревнование. Азарт (смогу или нет?). Любопытство (можно ли совершить то, что кажется невозможным?). Такие мотивы - вне Пирамиды, вне стандартного массового культа успешности. Если Пирамида рухнет от удара Рога Изобилия, то мотивы хобби даже не дрогнут. Вернее, наоборот: Рог Изобилия расширит спектр хобби. Кто-то возразит, что хобби не создает продукцию для потребителей. Да, СЕЙЧАС хобби ОБЫЧНО не создает продукцию для потребителей, поскольку в условиях Пирамиды такая продукция - массовая. Однако, в некоторых хобби создается своя НЕ массовая продукция (для ролевых игр, например).

Пирамида создает стандартную массовую продукцию, заставляя людей становиться стандартной массой потребителей. Иное дело - Рог Изобилия, который не подчинен пирамидально-конвейерному требованию массовости, и поэтому создает вещи для конкретного потребителя. В терминах Рога Изобилия нет разницы между обычной утилитарной продукцией и вещами для любого хобби.

Тут мы переходим к модели, собственно Рога Изобилия, начиная с ее предпосылок.
Отправной точка станет: «цена без сборки». Суть вот в чем. Если представить…
- Автомобиль, холодильник, компьютер, и т.п. - как россыпь деталей.
- Одежду - как полотно, нитки, застежки… В общем, тоже россыпь деталей
- Жилье и мебель - как набор стройматериалов, панелей, арматуры… В общем, тоже.
…То цена для конечного потребителя снизиться в 10 и более раз.

Сегодня, если конечный потребитель купит вместо автомобиля кучу модулей, то его экономия будет съедена затратами его времени на сборку. Поэтому такими фокусами занимаются лишь потребители с хобби (Kit-субкультура или DIY-субкультура).

Завтра, при доступности домашних сборочных роботов, и некоторых 3D-принтеров (делающих несерийные детали) затраты времени на сбоку исчезнут. Kit и DIY станут типичным потребительским поведением. Потребитель на пойдет в магазин покупать готовую вещь. Он поставит задачу компьютерной программе планировщику, которая оптимизирует комплектацию будущей вещи, и сформирует лист заказов.
Далее, потребитель закажет контейнер винтов, гаек, и модулей.
По прибытии заказа, домашний робот-сборщик создаст готовую вещь.
Кстати - такой вещью может быть и очередной домашний робот (в частности, новый робот-сборщик). Т.е. даже роботы (кроме первого) покупаются в виде деталей.
Вот такая завтрашняя реальность - домашний рог изобилия.
«Завтра» - это не какое-то воображаемое далекое будущее, а день когда у нынешних сборочных роботов, уже становящихся типичные для массовых производств, родятся «младшие братья» - аналогичные роботы домашнего базирования.

Теперь взгляд с другой стороны - с позиции фирмы-производителя массовых деталей (винтов, гаек, модулей). Это тоже рог изобилия, но подчиненный законам экономики, которые действуют сегодня. Для экономиста фирмы завтрашняя реальность такова:
- С одной стороны: цена энергии и того природного сырья, из которого производятся массовые детали. Это расход, определяемый выбором сырьевой базы и производимого ассортимента. Большое гибкое роботизированное производство позволяет варьировать сырье и ассортимент в широких пределах - путем перенастройки роботов.
- С другой стороны: потребительская программа-планировщик, которая выбирает из возможных вариантов комплектации для новой вещи самый дешевый и надежный (в терминах цена-качество).

Вот две стороны, или (выражаясь эпически) два рога изобилия одного быка тотальной роботизации при переходе экономики развитых стран к неонатуральному хозяйству.
Об основаниях термина «нео-натуральное хозяйство» - будет в продолжении.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Previous post Next post
Up