Несколько дней назад я уже излагал соображения о деградации экономики после 1970-х на примере автомобилей (Восход и закат НТР в зеркале 100-летних приключений автомобилей Ford.).
https://alex-rozoff.livejournal.com/76614.htmlВ частности, было показано, что НТР, повысив эффективность производства и подняв фактическую производительность труда, за 20 лет сделала людей вдвое богаче за 20 лет.
Торможение НТР после 1970-х и перенос центра прибыли из сферы производства реальных товаров в сферу финансов и сбыта (т.е. в сферу кредитования покупок и сферу продвижения товара от производителя к покупателю-потребителю) за 40 лет сделала людей вдвое беднее. Заметим: это обеднение произошло несмотря на неполную остановку НТР. Производительность труда не упала, она продолжает в расти, хотя низкими темпами, и к концу 2010-х логично было бы ожидать, что люди станут все-таки существенно богаче чем в 1970-х, а не вдвое беднее.
Если мы вспомним, что многие производства автомобилей стали роботизированными в 2000-х, то получится, что, по крайней мере при пересчете на цену автомобиля, следовало ожидать что люди станут богаче в несколько раз. Но почему же этого не произошло. Начинаем разбираться.
Первая возможная причина: вымывание человеческого ресурса из сферы производства в сферу финансов и сбыта. Таким образом, созданная стоимость товаров делится на большее число потребителей (ведь никакой реальный товар в финансах и сбыте не производится).
Да, это так, но например в автомобилестроения человеческий ресурс вымывается без ущерба для производства (не забудем о роботизации). Значит, конкретно в автомобильном секторе проблема иная.
Может быть дело в формировании цены? Тут действительно выясняются любопытные факты.
Далее -цитата с иллюстрацией
** Чтобы произвести машину нужно всего 20% от ее общей цены. И такой расклад работает уже очень давно, даже при плановой экономики в СССР, часть затрачивая на производство была всего около 28%, это конечно много - но также около трети общих затрат. Но как вещают многие СМИ, лидерами экономии являются японцы, с их роботизированными линиями, где присутствие человека снижается год от года, у них эта цифра приближается к - 17-18%. Так почему так дорого продают машины?
** конец цитаты. Источник:
http://avto-blogger.ru/poleznoe/sebestoimost-avtomobilya-raschet-proizvodstva-legkovogo-i-gruzovogo-tipov.html У-упс! Цена поднялась в 5 раз за счет "цифровых довесков", которые заведомо ничего не добавляют к потребительским свойствам автомобиля. Наверное, так можно "съесть" все повышение эффективности производства за счет роботизации и любых других новых технологий.
Но, поскольку мы заговорили о потребительских свойствах автомобиля, то посмотрим, что изменилось в этом по сравнению с 1970-ми.
Тут мы сталкиваемся с феноменом "запланированного устаревания". Вот что это такое:
Далее-цитата
** Производители электронных устройств, автомобилей и другой техники намеренно сокращают срок службы изделий, чтобы вынудить потребителя бежать в магазин за новой покупкой, полагают некоторые потребители и эксперты. Правда это или нет?.. Ответ - да, но с некоторыми оговорками. Если удержаться от соблазна обвинить жадные корпорации в том, что они обирают наивного потребителя, и трезво проанализировать ситуацию со всех сторон, можно увидеть, что у такой стратегии есть определенные плюсы.
Запланированное устаревание в определенной степени необходимо, чтобы бизнес мог реагировать на постоянно меняющийся спрос. Тогда получается, что эта стратегия - лишь часть общей культуры консюмеризма, к созданию которой производители, несомненно, приложили руку, однако виноваты в этой ситуации далеко не они одни.
** конец цитаты. Источник:
https://www.bbc.com/russian/vert-fut-36798142 Ясно, что запланированное устаревание (т.е. создание товара с неоправданно коротким сроком эксплуатации) проводится для принуждения потребителя покупать товар несколько раз за период, в течение которого потребитель предполагал функционирование однократно купленного товара.
Любопытный факт:
В последнее десятилетие в автомобильной сфере наметился стандарт 3x3.
- Стандартный гарантийный срок на новый автомобиль - 3 года.
- Срок на который выдается стандартный банковский авто-кредит - 3 года.
- Вероятный срок эксплуатации автомобиля без существенных поломок - 3 года.
Все три срока носят черты согласованности - и не удивительно: ведь и производство и сбыт в финансовой цифровой экономике замыкается на банковские кредиты.
Создавая запланированное устаревание, производитель и повышает свой сбыт, и создает фронт работ авто-дилеру, и поставляет заемщиков банку.
Трогательная согласованность интересов всех - кроме потребителя, который за это платит.
Между тем, потребитель, покупая, вроде бы, приличный новый автомобиль, обосновано мог бы рассчитывать на 15 лет нормальной эксплуатации (в 5 раз долше):
Показательная статья: "Топ-15 автомобилей, которыми люди владеют более 15 лет."
http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/519922-kakimi-avtomobilyami-lyudi-vladeyut-bolee-15-let.html Итак, автомобиль стал не только в 5 раз более дорогим, но и в 5 раз менее долговечным.
Расходы потребителя на автомобиль в расчете на 15 лет увеличились таким образом в 25 раз.
Если учитывать еще и проценты по авто-кредиту, то получится почти в 30 раз.
Более чем достаточно, для удушения среднего потребителя. Если он станет покупать на таких условиях по таким ценам, то будет работать только на уплату банковских процентов по постоянно добавляющимся кредитам.
Любопытно: инновационные бизнесмены XXI века считают среднего потребителя полным идиотом, неспособным понять, что с ним делают.
Отчасти бизнесмены правы, но они не учитывают таких же бизнесменов, как они сами, только работающих в перпендикулярной области. Эти бизнесмены предложили потребителю инновационный цифровой продукт: шеринг (sharing). Поясним это на примере тех же автомобилей.
"Каршеринг является одним из глобальных трендов развития экономики совместного пользования (Sharing Economy), когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты"
https://ru.wikipedia.org/wiki/Каршеринг"В Германии каршеринг становится все популярнее. Молодежь делает выбор в пользу проката машин, все реже покупая собственное авто".
https://www.dw.com/ru/в-германии-каршеринг-становится-все-популярнее/a-17091236 "Человек человеку - волк, а бизнесмен - бизнесмену пища" (неофольклор).
Шеринговые бизнесмены нанесли автопрому, аавто-дилерам и банковскому сектору авто-кредитов коварнеый удар в самое больное место. Они (не бесплатно, разумеется) показали потребителю, как переложить издержки неадекватности автомобилей на триединого продавца. Теперь сами автомобильные концерны получили минусы запланированного устаревания своих автомобилей
В Германии это всерьез началось в 2013-м и к середине 2018-го дало результат.
Автосбытовая триада начала захлебываться в собственной производственно-сбытовой инновации.
"Производителей автомобилей в ФРГ лихорадит. Что это - предвестник кризиса отрасли или ее оздоровление после скандалов и ошибок последних лет трех лет? Автолюбители в Германии не верят своим глазам. Крупнейший мировой автопроизводитель, немецкий концерн Volkswagen в начале августа сообщил о приостановке приема заказов на продажу некоторых своих моделей."
https://www.dw.com/ru/почему-германский-автопром-попал-в-зону-турбулентности/a-44997666 Вот такая история - очень показательная для бизнеса XXI века - "эпохи цифровой экономики", как это принято называть сейчас в статьях журналистов, убеждающих, будто мир развивается хорошо и правильно.
Разумеется, германский автопром на самом деле не умрет. Он будет спасен - просто за счет дотаций из госбюджета. А эти дотации придется покрыть тому же потребителю - через инфляционное обеднение, или через повышенные налоги. Это относится и к другим концернам развитых западных стран, попадающим в аналогичную ловушку со своей продукцией, будь то автомобили, жилые дома или бытовая техника.
Есть ли какая-то разумная стратегия у потребителя в такой исторический период?
Вероятно, есть. И возможно это слово из трех букв: DIY (ранее называвшееся термином "просьюмеризм"). Но о нем в другой раз.